?
От фитны к сауре: метаморфозы арабо-мусульманских протестных движений
Начиная с 2011 года, арабский мир вступил в период политической турбулентности, сопровождаемый повсеместным ростом протестной активности. События, которые получили метафорическое название «арабская весна», отсылающее к «весне народов» 1848 года, затронули практически все страны Ближнего Востока и Северной Африки. В Ливии, Сирии и Йемене народные выступления привели к почти полному разрушению государственности, поставив вопрос о существовании этих политических образований в прежних границах. В Египте и Тунисе все закончилось сменой правящих режимов, причем повторившейся неоднократно. Правящие элиты других арабских стран, в разной степени испытав на себе гнев арабской улицы, все же смогли удержаться у власти. Ранее я писал о том, что события «арабской весны» правильнее всего было бы рассматривать в рамках традиционной для арабо-мусульманской политической культуры формы протеста, называемой «фитной»1. Действительно, с момента возникновения ислама фитна, аналогом которой в русском языке выступает «смута», была одной из наиболее распространенных форм протестной активности на Ближнем Востоке. Однако в последние два столетия на смену ей пришла куда более привычная для европейской ментальности «саура» -- революция. Причем, если термин «фитна» имел преимущественно негативные коннотации, то «саура», напротив, всячески восхвалялась и даже становилась основой для коммеморативных практик2. В настоящей работе будет предпринята попытка сопоставления этих двух форм протеста в мусульманском мире.