?
Кодекс административного судопроизводства как решение проблем, связанных с процедурой признания материалов экстремистскими
Статья посвящена правовому анализу проблем, связанных с процедурой признания информацион- ных материалов экстремистскими. На основании исследования принятых в спешке законодательных инициатив и в связи с негативной практикой применения положений Федерального закона «О про- тиводействии экстремистской деятельности», вызвавших большой общественный резонанс, автор приходит к неутешительным выводам о перспективах законодательного запрета как содержания в целом, так и отдельных цитат из Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Раскрываются нестыковки нормы с конституционными установлениями (принципами светского государства и равенства всех религиозных объединений) и несистемность примененного законодателем подхода. Обращается вни- мание на корневые проблемы материального и процессуального характера порядка реализации ст. 13 указанного закона, определяющего процедуру признания материалов экстремистскими. При раскры- тии правовой природы этих отношений делается вывод о необходимости рассмотрения их наряду с делами, инициируемыми в публичных интересах уполномоченными органами государственной власти в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ. Автор выводит их особенности, отно- сящиеся к субъектному составу (кто может выступать в роли административного истца и ответчика), территориальной и инстанционной подсудностям (где и какой суд должен рассматривать дела в каче- стве суда первой инстанции), необходимости возможности защиты заявления (специальные обеспе- чительные меры), последствиям удовлетворения требований заявителя (конфискация материалов и направление сообщения), порядку обжалования принятого решения (правомочия заинтересованных лиц). Предлагается вывести дела о признании информационных материалов экстремистскими в от- дельную главу Кодекса административного судопроизводства раздела IV «Особенности производ- ства по отдельным категориям административных дел» с постатейной их регламентацией. Подоб- ный подход позволит избежать большинства отмеченных проблем в соблюдении общепризнанных принципов правосудия и реализации заинтересованным лицом (в данном случае административным ответчиком) своего права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.