?
Утопия и идеология в исследованиях Интернета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 5. С. 144-158.
Колозариди П. В.
Статья представляет результаты изучения утопических дискурсов в организациях, занимающихся исследованием Интернета. Автор проводит исторический и концептуальный анализ утопических, антиутопических и идеологических нарративов, связанных с технологиями. В частности, выявляются политическая роль утопий и идеологий и возможности их развития и трансформации. Анализ теоретических источников соотносится с хронологией развития организаций, связанных с Интернетом. Вопрос исследования заключается в том, как нарративы, связанные с утопиями, антиутопиями и идеологиями, проявляются в программах исследований в организациях, которые изучают Интернет и общество. Выявляется, что с развитием Интернета и самих организаций происходит изменение институциональных форм и утопических нарративов. Также обнаруживается, что различие утопии, антиутопии и идеологии в истории технологий связано с историей развития технологий. Утопические идеалы оказываются «осквернены» идеологиями государств и корпораций. Эта идея «осквернения» и связанная с ней идея поиска прежней утопии, представлены в исследовательских программах. Развитие утопий и идеологий продолжается по сей день, организации легитимируют себя, обращаясь к утопиям, берущим начало в идеалах и опасениях, возникших в 1960-е гг.
Научное направление:
Социология (включая демографию и антропологию)
Приоритетные направления:
социология
Язык:
русский
Ефанов А. А., Коммуникология 2018 Т. 6 № 3 С. 34-40
В статье проводится обоснование явления пиаризации медиа. Акцент делается на телевидение и Интернет как полифункциональные платформы для осуществления PR-технологий. Выделяются два направления пиаризации медиа: политическое и идеологическое. При этом подчеркивается, что два данных вектора не исключают, а, скорее, дополняют друг друга, имея ряд общих точек пересечения. Используется комплекс методов: контент-анализ материалов информационных программ федеральных телевизионных ...
Добавлено: 17 сентября 2018 г.
Иншаков И. А., Политическая наука 2023 № 3 С. 213-229
Известно, что Карл Маркс отличал свою теорию и от строгой «науки», и от «утопизма», присущего его предшественникам. Парадоксальным образом именно эти два элемента конституируют мышление самого Маркса, находясь друг с другом в сложном взаимодействии, специфику которого призвана раскрыть данная статья. С этой целью автор дистанцируется от классических политико-философских дебатов об отношениях Маркса и критикуемых им ...
Добавлено: 5 сентября 2022 г.
Книга исследует динамику развития российских идеологических движений в драматический период 2011-2014 гг., когда возникшие в связи с масштабными антиправительственными митингами либеральные надежды вскоре были развеяны реакцией в государственной политике, а также ростом проимперских настроений. Медиа и общество находятся в сложной взаимосвязи отражений и влияний, поэтому данная книга использует двойную призму: Интернет для авторов не только зеркало, но и один из важнейших факторов социальных процессов, оказывающий на последние существенное воздействие. - See more at: ...
Добавлено: 10 мая 2016 г.
Абрамов Р. Н., Вестник Удмуртского университета 2013 № 4 С. 25-33
Граффити как уличное искусство, социальная практика и субкультурная активность тесно связана с темами протеста, независимости и прямого политического действия. В рамках данной статьи проводится анализ эволюции и формы бытования политического граффити в России 1990-х гг. Эта работа является первой частью анализа политических граффити, и автор планирует довести этот анализ до настоящего времени. При проведении анализа ...
Добавлено: 9 декабря 2013 г.
Шилина М. Г., Mediske Dialozi 2012 Т. 5 № 13-14 С. 407-428
Информационная парадигма дискурса к XXI веку сменяется коммуникативной; благодаря распространению Интернета, формируются новые свойства, модели коммуникации, основанные на концепции гипертекста. Существенной характеристикой социоэкономического дискурса становится текстогенность как комплекс антропогенно-технических факторов порождения, трансляции, обмена, потребления текстов публичной коммуникации, ведущих к образованию и функционированию новых типов носителей и генераторов информации во всех сферах жизнедеятельности и оказывающих на ...
Добавлено: 9 декабря 2012 г.
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Вопросы экономики 2011 № 10 С. 91-112
Статья посвящена электронной самозанятости - новому явлению на рынке труда, возникшему в ходе становления информационного общества. На основе богатого эмпирического материала, полученного авторами в ходе онлайн-опросов, анализируется стремительно растущий сегмент самозанятых профессионалов (фрилансеров), работающих удаленно через Интернет. В частности рассматриваются: социально-демографические и профессиональные характеристики фрилансеров, мотивация и организация труда, отношения с заказчиками, уровень доходов и ...
Добавлено: 21 сентября 2012 г.
Ульданов А. А., Колозариди П. В., Социологический журнал 2015 Т. 21 № 3 С. 105-128
На сегодняшний день исследования роли Интернета в качестве среды и ресурса для гражданской и общественной активности представляют собой одно из основных направлений в теории общественных движений. Однако поле исследований неоднородно, теоретическая их значимость не всегда очевидна, и кроме того, не всегда можно определить тождество терминов или сходство методологических оснований.
В настоящей статье предпринимается попытка анализа того, ...
Добавлено: 13 октября 2015 г.
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Problems of Economic Transition 2012 Vol. 55 No. 5 P. 76-97
Статья посвящена электронной самозанятости как новому феномену рынка труда в информационном обществе. Авторы анализируют растущую группу фрилансеров, работающих удаленно через Интернет. Основываясь на данных, полученных в ходе онлайн-опроса, авторы рассматривают социально-демографические и профессиональные характеристики фрилансеров, мотивацию и организацию труда, материальное благосостояние и др. ...
Добавлено: 17 октября 2012 г.
Ефанов А. А., Коммуникология 2018 Т. 6 № 1 С. 155-165
В статье проводится авторское обоснование феномена псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости. Определяется, что, будучи формально (по структуре) построенным как новостное послание (аналогичные композиция, стилистика, основные элементы, диалектический ответ на триаду вопросов: что? + где? + когда?), псевдо-новостное сообщение содержательно противоречит главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности). Предлагается авторская типология – дифференциация явлений ...
Добавлено: 17 сентября 2018 г.
Дубровин Ю. Д., Этносоциум и межнациональная культура 2009 Т. 17 № 1
В настоящее время в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) изменяется структура и логика общественного развития, определяются новые схемы государственного управления, меняются социальные связи и социально-психологический облик человека. Наиболее ярко результаты современного прогресса в развитии ИКТ проявляются в сфере построения и использования информационного пространства сети Интернет. В сети Интернет собственники и владельцы ресурсов ...
Добавлено: 4 апреля 2013 г.
Ефанов А. А., Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика 2017 № 2 С. 63-67
В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ; дискурс-анализ; методы математической статистики; вторичный анализ социологических исследований. Базой исследования послужили материалы Интернет-порталов, выпуски информационных программ федеральных телеканалов, ...
Добавлено: 16 сентября 2018 г.
Мусихин Г. И., Общественные науки и современность 2015 Т. 5 С. 102-117
В статье анализируются особенности политической мифологии как проявление процесса политической символизации. Сама политическая символизация рассматривается как явление неконвенциональной массовой реакции на политическую информацию, представленную в специфической форме знаковых комплексов. Показывается соотношение политических мифов с идеологией и утопией. Анализ структуры политических мифов показывает, что основную сложность представляет их амбивалентная идеологическая интерпретация. Фиксируются основные функции политических мифов. ...
Добавлено: 14 октября 2015 г.
Ефанов А. А., Перспективы науки 2014 № 2 (53) С. 89-92
Статья посвящена актуальным тенденциям в развитии системы массовой коммуникации. Подтверждается тезис о примате Интернета как основного агента в становлении современного этапа процесса конвергенции. Изучаются механизмы конструирования моральной паники во Всемирной Сети, в результате чего актуализируется предположение о медиа-деструктивности, заложенной в природе средств массовой коммуникации. ...
Добавлено: 16 сентября 2018 г.
Ефанов А. А., Знак: проблемное поле медиаобразования 2018 № 1 (27) С. 63-69
В статье анализируется новый тренд современного коммуникационного пространства, именуемый как «хайп». Изучаются природа данного явления, этимологические особенности формирования понятия «хайп». Рассматриваются основные социальные прецеденты, получившие в медийном поле статус «хайпа» (появление Ю. Дудя и его интервьюирование В. Познера; рэп-баттл Oxxxymiron vs Dizaster; баллотирование К. Собчак на президентских выборах). Делаются выводы о последствиях в результате влияния ...
Добавлено: 18 сентября 2018 г.
NY : ACM, 2018
Добавлено: 1 июня 2018 г.
Ефанов А. А., Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика 2018 № 2 С. 54-61
В статье проводится социологическое обоснование феномена медиамистификации посредством пранкинга и троллинга. Исследование построено на анализе соотношения стратегий медиа-репрезентации последствий пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове и реакций аудитории на информацию. Используется комплекс методов: контент-анализ и дискурс-анализ материалов информационных программ федеральных телеканалов, информационных агентств, а также комментариев пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook». Хронологические рамки ...
Добавлено: 17 сентября 2018 г.
Корсунова В. И., Волченко О. В., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2019 № 4 С. 106-129
В работе анализируется связь между онлайн- и офлайн-практиками культурного потребления в странах Европы. Существует множество исследований, рассматривающих связи между использованием интернета и офлайн-жизнью пользователей, однако их результаты разнятся: с одной стороны, интернет воспринимается как «заместитель», вытесняющий традиционные формы социальных взаимодействий; c другой стороны, в ряде работ показывается, что, напротив, интернет положительно связан с социальной активностью, ...
Добавлено: 5 сентября 2019 г.
Хохлов Н. В., Васильев А. М., Беличенко А. А. и др., Международные процессы 2021 Т. 19 № 2 С. 21-49
Проведённый нами анализ позволяет говорить о двух волнах эха Арабской весны в Западной Европе. Первая волна, наблюдавшаяся непосредственно в 2011 году, выразилась в росте пре имущественно мирных протестов. С учётом имеющихся данных взрывообразное увеличение количества зафиксированных в Западной Европе в 2011 г. антиправительственных демонстра ций, массовых беспорядков и политических забастовок можно с высокой степенью досто ...
Добавлено: 24 августа 2021 г.
Сорокин П. С., Sociological Research Online 2018 Vol. 23 No. 1 P. 21-42
Добавлено: 6 октября 2017 г.
Привалов И. В., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2014 Т. 2 № 1 С. 458-463
Представлены результаты изучения информационных запросов аудитории новостных сайтов в сети Интернет. Особо выделяются такие проблемы, как активность посещения Интернета, и в частности новостных сайтов, образ жизни посетителей новостных сайтов, основные используемые сервисы в сети Интернет, причины, ситуация и стиль чтения новостей в Интернете, источники новостей. ...
Добавлено: 22 ноября 2018 г.
Силаева В. Л., Высшее образование в России 2015 № 11 С. 47-52
В статье проводится анализ поисковых запросов, связанных с высшим образованием. Подобный метод исследования основан на статистических данных поисковиков, фиксирующих формы запросов на различные ключевые слова. На основе выявления наиболее востребованных запросов формируется семантическое поле «высшего образования» у русскоязычных пользователей Интернета, а также выявляются современные тенденции его восприятия среди пользователей. Основными тенденциями в результате анализа оказываются ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Конрой Н. В., Экономическая социология 2013 Т. 14 № 5 С. 73-103
В статье рассматриваются процессы «одомашнивания» технологии жестких дисков и формирования рынка услуг по восстановлению данных с цифровых носителей в России конца 1990–2000-х гг. Основываясь на материалах этнографического исследования, проведенного в одном из сервисных центров Москвы (2003–2007 гг.), и серии из 12-ти фокусированных биографических интервью с техническими специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Минска (2007–2010 гг.), ...
Добавлено: 14 ноября 2013 г.
Шариков А. В., Журнал исследований социальной политики 2016 Т. 14 № 1 С. 87-98
В статье рассматривается понятие "цифровая грамотность", которое является предметом значительного числа научных публикаций. Целью данного исследования является разработка теоретической модели, которая позволила бы обобщить многочисленные практики и теоретические подходы относительно цифровой грамотности. Фиксируется проблема трансформации понятия "грамотность", обусловленная социокультурными изменениями, в основе которых лежит научно-технический прогресс, а также возникновение большого числа "парциальных грамотностей", тесно связанных ...
Добавлено: 5 марта 2017 г.