?
Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке
Дается историко-персонологический и психолого-нау- коведческий анализ развития личности и деятельности крупного рос- сийского психолога, науковеда и методолога М.Г. Ярошевского (1915– 2001), что актуально в связи с его фундаментальным вкладом в челове- кознание и со 100-летием со дня рождения. Новизна работы определяет- ся тем, что в ней впервые с рефлексивно-персонологических позиций выстраивается целостный образ развития его личности в процессе творческой жизнедеятельности, которая осуществлялась в сложных социокультурных условиях бурной и трагичной эволюции российского общества в ХХ веке. Характеризуются драматичные перипетии жиз- ненного пути М.Г. Ярошевского и его многогранная исследовательская деятельность в изучении истории, теории, методологии психологиче- ской науки и науковедения, а также в построении таких инновацион- ных областей человекознания, как общее науковедение, категориальная логика и социальная методология научного мышления, теоретическая психология, историческая психология науки, психология развития лич- ности и творчества в науке, социальная психология руководства науч- ными коллективами. Показано творческое взаимодействие М.Г. Яро- шевского с рядом крупных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев) и философов (Б.М. Кедров, C.Р. Микулинский, А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин) в разработке историко- теоретических и философско-методологических проблем человекозна- ния. Специально проанализировано сотрудничество почетного акаде- мика РАО М.Г. Ярошевского с президентом РАО А.В. Петровским в социально-психологическом изучении развития личности в научных коллективах, в построении теоретических основ психологии и в разра- ботке психологической энциклопедии в виде уникального издания «Пси- хологический лексикон». В итоге характеризуется вклад творческой личности и подвижнической деятельности М.Г. Ярошевского в разви- тие культуры российского общества, в том числе в условиях «репресси- рованной науки» и социоэкономической перестройки.