• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 23 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2005. № 1. С. 233-237.
Добавлено: 11 июня 2020
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2006. № 2. С. 82-90.

В статье представлен анализ концепта души и его бытование в традиционых культурах - как культурная основа представлений о личности и психических функциях. Рассмотрены особенности представлений о душе, сложившихся в различных этносах, проживающих на территории России. Анализируются традиционные представления, существующие в народной вере и обиходной практике некоторых этносов, верования которых относят к ранним формам религии (анимизм, шаманизм).

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2006. № 3. С. 84-106.

В статье представлен анализ концепта души и его бытование в традиционых культурах - как культурная основа представлений о личности и психических функциях. Рассмотрены особенности представлений о душе, сложившихся в различных этносах, проживающих на территории России. Анализируются традиционные представления, существующие в народной вере и обиходной практике некоторых этносов, верования которых относят к ранним формам религии (анимизм, шаманизм).

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2003. № 4. С. 51-68.

Обсуждая проблему образа мира в понимании различных областей знаний о человеке, можно выделить следующие наиболее существенные моменты. При исследовании традиционных культур и этносов образ мира обсуждается в связи со спецификой мифологического и этнического сознания. Образ мира в мифе рассматривается через его функцию упорядочения значимых для человека реалий бытия, определение места человека в мире и системы взаимодействий человека с миром. Отмечается, что формирование образа мира в различных этнокультурных условиях происходит во многом по единому механизму противопоставления «мы» – «они», на основе которого формируются образы «своего» и «чужого» мира. При исследовании особенностей образа мира в различных этносах и культурах в гуманитарных науках широко используется метод бинарных оппозиций.

В контексте обсуждения проблемы образа мира значимо понимание того, что каждая историческая эпоха порождала свои концепции образа мира. В процессе становления научного познания действительности в постоянном развитии находится так называемая научная картина мира, которая структурирует мир в системе понятий и идей, свойственных определенному этапу развития человечества.

В психологической науке проблема образа мира рассматривается: 1 – в контексте когнитивных процессов; 2 – в контексте системы значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром; 3 – в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром; 4 – в контексте проблемы адаптации и выстраивания адекватного взаимодействия в условиях изменяющихся реалий бытия; 5 – в контексте проблемы самосознания и мировоззрения; и др.

Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения исследований особенностей образа мира как психологической реальности в контексте бытия человека в мире важно учитывать обсужденные в статье подходы к данной проблеме. 

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Чурилова Е., Мелков С. Развитие личности. 2013. № 3. С. 21-52.

Рассматривается история развития кафедры психологии развития МПГУ. Обсуждаются методологические и теоретические основы научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры. Обсуждаются программы, проекты, патенты, общественная деятельность и акции, в которых принимали участие сотрудники кафедры. Указаны основные направления работы кафедры и ориентиры будущих научно-исследовательских и социальных проектов.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Мухина В. С., Айгумова З. И., Обухов А. С. и др. Развитие личности. 2004. № 1. С. 10-25.
Добавлено: 10 июня 2020
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2011. № 1. С. 242-248.

Представлена концепция новой кафедры психологии образования МПГУ - в контексте актуальных проблем психологии образования как науки и как практики. 

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2009. № 3. С. 242-246.

Представлены в контексте общего обсуждения методологических основ базовых дисциплин для профессиональной подготовки психологов - идеи, лежащие в основе дисциплины "Историческая психология". Человек включен в процессы исторического развития, исторических трансформаций, временной перспективы. Жизнь человека и развитие культуры проистекают в исторически обусловленных реалиях. Большинс- тво феноменов как индивидуальной человеческой психики, так и социально-психологических, социокультурных, этнопсихологических невозможно понять и интерпретировать вне конкретных исторических контекстов. Историзм – один из научных принципов рассмотрения мира, природных и социально-культурных феноменов и явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии. Данный научный принцип предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования, в контек- сте времени, в развитии (в континуме прошлого, настоящего, будущего).

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Мухина В. С. Развитие личности. 2003. № 1. С. 8-11.

Презентация концепции журнала "Развитие личности" - научно-практического журнала, призванного раскрывать актуальные проблемы психологии личности, направления ее развития. В журнале публикуются материалы, касающиеся проблем развития и бытия личности. Изначальной позицией редакции журнала является понимание личности через диалектическое единство внешних условий и внутренних позиций человека, возникающих в процессе онтогенеза.

Добавлено: 22 июня 2018
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2001. № 1. С. 4-5.

Презентация объединения молодых ученых, организованного на базе кафедры психологии развития МПГУ.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Семенов И. Н. Развитие личности. 2015. № 4. С. 19-52.

Дается историко-персонологический и психолого-нау- коведческий анализ развития личности и деятельности крупного рос- сийского психолога, науковеда и методолога М.Г. Ярошевского (1915– 2001), что актуально в связи с его фундаментальным вкладом в челове- кознание и со 100-летием со дня рождения. Новизна работы определяет- ся тем, что в ней впервые с рефлексивно-персонологических позиций выстраивается целостный образ развития его личности в процессе творческой жизнедеятельности, которая осуществлялась в сложных социокультурных условиях бурной и трагичной эволюции российского общества в ХХ веке. Характеризуются драматичные перипетии жиз- ненного пути М.Г. Ярошевского и его многогранная исследовательская деятельность в изучении истории, теории, методологии психологиче- ской науки и науковедения, а также в построении таких инновацион- ных областей человекознания, как общее науковедение, категориальная логика и социальная методология научного мышления, теоретическая психология, историческая психология науки, психология развития лич- ности и творчества в науке, социальная психология руководства науч- ными коллективами. Показано творческое взаимодействие М.Г. Яро- шевского с рядом крупных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев) и философов (Б.М. Кедров, C.Р. Микулинский, А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин) в разработке историко- теоретических и философско-методологических проблем человекозна- ния. Специально проанализировано сотрудничество почетного акаде- мика РАО М.Г. Ярошевского с президентом РАО А.В. Петровским в социально-психологическом изучении развития личности в научных коллективах, в построении теоретических основ психологии и в разра- ботке психологической энциклопедии в виде уникального издания «Пси- хологический лексикон». В итоге характеризуется вклад творческой личности и подвижнической деятельности М.Г. Ярошевского в разви- тие культуры российского общества, в том числе в условиях «репресси- рованной науки» и социоэкономической перестройки.

Добавлено: 16 марта 2016
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2001. № 3-4. С. 109-119.

Анализ зарубежного и отечественного опыта поиска и разработки методов исследования личности в контексте культурной традиции показал, что развитие методов, особенности выбора тех или иных конкретных методик, характер их применения и принципы интерпретации происходят в неразрывной связи с теорией и методологией. Даны методологические и теоретические основы построения программы исследования человека в контексте традиционной культуры Русского Севера. Определены направления сбора и фиксации полевого материала. Предложен комплексный подход к исследованию проблемы, который разрабатывается в отечественной гуманитарной науке.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2002. № 1. С. 171-225.

Рассмотрение развития и бытия личности считается необходимым в контексте культуры и эпохи, в связи с условиями жизни. Таким образом, любую проблему или явление следует рассматривать в пространстве и во времени, в ракурсе всех сред, выявляя особенности самосознания людей, их отношения и понимание проблемы, преемственности от поколения к поколению изучаемой проблемы или явления. Взаимодействие культуры и пространства — динамичный, развивающийся в историческом времени процесc. Поэтому исследование важно выстраивать в двух направлениях — временном и пространственном. Реальности бытия человека могут быть разделены только условно. В действительности все элементы каждой отдельной реальности так или иначе отражены или взаимосвязаны с другими реальностями бытия человека. Их разделение необходимо для структурирования и организации направлений исследования при сборе, фиксации и анализе материала.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Мухина В., Хвостов К. Развитие личности. 2010. № 4. С. 154-192.

Представлена программа специальной дисциплины для аспирантов "Психология в образовании".

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2001. № 2. С. 53-76.

Проблема выявления психологических особенностей личности в соотношении с условиями ее бытия и развития представляется актуальной для рассмотрения психологии личности в изменяющемся мире. Проблема самосознания человека и системы его отношений к окружающему миру входит в общую проблему «человек и мир» и выступает на первый план при все большей изменчивости реалий окружающего мира. Изменения, происходящие в социуме, могут размывать обыденное самосознание человека, превращая его в маргинала. В то же время традиционная культура может сохранять заданный статус личности от разрушающего воздействия социальных катаклизмов. Именно последнее положение нуждается в тщательном исследовании в современных условиях социальных, экономических, политических и иных трансформаций. Поиск социокультурных возможностей удержания социально устойчивого статуса личности выступает важной задачей в изменяющемся мире. В статье представлены результаты экспидиционных исследований психологии жителей трех поколений деревень Русского Севера - Кенозерья, Лекшмозерья, Каргаполья Архангельской области (1996-2001 гг.).

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Мухина В. Развитие личности. 2000. № 1. С. 12-23.

Краткий обзор психологический особенностей подросткового возраста - вступительная статья в тематический номер журнала "Развитие личности", посвященный различным формам работы с подростками при решении задач развития и воспитания личности.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2015. № 1. С. 90-129.

С позиции ученика анализируется развитие научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной за последние десятилетия. Затрагиваются основные вехи научной, преподавательской, писательской, общественной деятельности В. С. Мухиной как основоположника и руководителя своей научной школы. Высказывается личностно-биографическое отношение ученика к своему Учителю.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2013. № 3.

Рефлексия на доклады американских психологов  на Российско-американском круглом столе «Поведение: условия развития и внутренняя позиция личности», прошедшем в Москве 22-24 октября 2013 года.

Добавлено: 15 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Мухина В. С. Развитие личности. 2002. № 3. С. 5-6.

Презентация новой секция «Развитие личности», созданной в рамках Российского психологического общества.

Добавлено: 22 июня 2018
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 2002. № 3. С. 258-260.

Представлен обзор докладов, представленных на симпозиуме «Психология личности» V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения».

Добавлено: 22 июня 2018
Статья
Обухов А. С. Развитие личности. 1998. № 3-4. С. 83-101.
Добавлено: 15 октября 2017
1 2