?
«Нерв» феноменологической работы и фундаментальный акт философии
Логос. 2016. Т. 26. № 1. С. 68-73.
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», «предельное обоснование». Эта дискуссия стала тем
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Финк О., Логос 2016 Т. 26 № 110 С. 47-60
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», ...
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Куренной В. А., Логос 2016 № 1 С. 79-88
В статье анализируется критика феноменологии Эдмунда Гуссерля, предпринятая Ойгеном Финком в трактате "Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля", и обосновываются три тезиса: 1) Финк справедливо указывает на внешние (исторические) ограничения феноменологии Гуссерля, однако весьма наивен в трактовке источников этих ограничений; 2) Финк использует один и тот же прием критической проблематизации внутренних структурных ограничений феноменологии Гуссерля, вместо того чтобы ...
Добавлено: 26 февраля 2017 г.
Ямпольская А. В., Логос 2016 Т. 26 № 1 С. 74-78
Статья посвящена научным и личным взаимоотношениям между Гуссерлем и Финком, а также влиянию Финка на французскую феноменологию. В работе проблематизируется понятие "верного ученика" внутри феноменологической традиции: означает ли "верность" отсутствие критики по отношению к трудам основоположника, или, напротив, такую критику до определенной степени предполагает? А если да, то до какой именно степени? ...
Добавлено: 22 июня 2016 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Чернавин Г. И., Ямпольская А. В., Continental Philosophy Review 2019 Vol. 52 No. 1 P. 91-113
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Чернавин Г. И., Vita Cogitans 2008 № 6 С. 82-90
Наша цель – понять, как можно квалифицировать «исследование рассудка с точки зрения субъекта», проведенное Кантом, в контексте как дескриптивной, так и трансцендентальной феноменологии. Проблематизируя субъективную дедукцию как феноменологическое исследование, мы хотим поставить вопрос: каков с точки зрения феноменологии статус трансцендентального синтеза воображения и его эмпирического применения? Также, рассматривая разработку проблематики конститутивных синтезов, мы сможем проследить ...
Добавлено: 18 апреля 2015 г.
Лаврухин А. В., Problemos 2015 No. 87 P. 133-141
Добавлено: 8 ноября 2014 г.
Sepp H. R., Giubilatto G. J., Nielsen C. и др., Muenchen, Freiburg : Verlag Karl Alber GmbH, 2019
В книге "Erde – Wohnen – Natur. Eugen Fink über die physis des Menschen als ens cosmologicum" представлены результаты исследовательского проекта „Life and Environment. Phenomenological Relations between Subjectivity and Natural World“ (GAČR), а также конференции Центральноевропейского Института Философии, прошедшей в Праге 5. и 6. ноября 2015 года. ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2017 Т. 6 № 2 С. 164-176
В этой статье ставится вопрос о возможном общефилософском опыте, более фундаментальном, чем привычное разделение на школы или традиции философствования. В качестве такого опыта я предлагаю рассматривать опыт непонятности само собой разумеющегося – характерный для двадцатого века вариант классического философского удивления. На примере философии Гуссерля и Витгенштейна я демонстрирую как работает этот опыт, указывая и на ...
Добавлено: 6 декабря 2017 г.
Чернавин Г. И., Логос 2010 Т. 78 № 5 С. 125-137
Интенциональность принято считать отправной точкой феноменологического исследования, и в какой-то мере это верно. Но было бы ошибкой рассматривать интенциональность как нечто «само собой разумеющееся»: уже достаточно рано (1910) Эдмунд Гуссерль заявляет о том, что подлинное чудо сознания — это и есть «чудо так называемой интенциональности». Предметом радикального философского удивления здесь является сам факт ноэтико-ноэматической корреляции, ...
Добавлено: 21 марта 2015 г.
Куренной В. А., Логос 2014 № 4 С. 105-146
В центре работы находится проблема дискуссии в современной философии и ее результативности. Обосновываются два основных тезиса: 1) полемика в философии ведет к исчезновению плохо обоснованных или не реализовавших стратегию защиты позиций и целых ис
следовательских программ; 2) наличие несовместимых по базовым допущениям философских программ оказывает стимулирующее воздействие на интенсивность их разработки, то есть является фактором продуктивной ...
Добавлено: 10 марта 2015 г.
Гуссерль Э., HORIZON. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 118-130
Текст № 13, озаглавленный издателями «Предотвращение бесконечного регресса в конституировании времени посредством указания на ретенциальную обратную отсылку время-конституирующего сознания к себе самому», наряду с текстами № 9–12 входит в раздел III. («К вопросу о применении модели содержания и схватывания при анализе исходного сознания-времени, а также к вопросу об опасности бесконечного регресса») XXXIII тома Гуссерлианы.8 Данный ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Чернавин Г. И., Russian Studies in Philosophy 2016 Vol. 54 No. 1 P. 48-61
Добавлено: 20 сентября 2016 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № 4 (28) С. 318-329
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии ...
Добавлено: 11 ноября 2014 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Чернавин Г. И., Horizon, Fenomenologiceskie Issledovania 2015 Vol. 4 No. 2 P. 63-70
...
Добавлено: 19 октября 2015 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. studia philosophica europeanea (Чехия) 2011 P. 15-29
in this paper i shall present one speciic method of Husserl’s phenomenological analysis – the method of dismantling (abbau), which is of great importance for his late philosophy. i attempt to determine the place of this method within the boundaries of the husserlian project of “phenomenological archaeology”. Comparing it with the method of questioning back ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Дроздова Д. Н., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2018 Т. 46 № 4 С. 100-106
В статье излагаются результаты исследования жизненного пути и интеллектуальной биографии Александра Койре, осуществленного по материалам французских и российских архивов. Уточняются факты его жизни и деятельности в России. Особое внимание уделяется его семейным связям и отношениям, а также его участию в революционной деятельности эсеров в Ростове в 1906-07 годах. В статье публикуются документы из полицейских архивов, ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Гуссерль Э., HORIZON. Феноменологические исследования 2012 Т. 1 № 2 С. 169-192
Данный текст представляет собой фрагмент Рукописи L I 15, оза- главленной «Новая попытка прояснения сознания, конституирующего временную предметность. Вопрос о том, происходит ли в исходном сознании схватывание», написанной Э. Гуссерлем в первой половине сентября 1917 года, в курортном поселке Бернау в немецком Шварцвальде. Уже в начале 1930-х годов Ойген Финк расшифровал стенографическую рукопись и снял ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.