?
Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета
Дается психологический анализ некоторых аспектов проявления цифрового разрыва между поколениями российских подростков и их родителей в отношении цифровой компетентности и способов освоения Интернета, а также особенностей различных культурных форм передачи опыта и взаимодействия между поколениями в сфере использования цифровых технологий. В работе представлена часть результатов всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В исследовании участвовали 1203 подростка 12–17 лет из 45 регионов 8 федеральных округов РФ и 1209 родителей подростков того же возраста. В статье обсуждается психологическое содержание цифрового разрыва между поколениями на основе следующих эмпирических результатов: во-первых, префигуративная модель передачи опыта (от детей родителям) также распространена, как передача опыта от родителей детям (постфигуративная модель), и во многом «уступает» самостоятельному обучению и кофигуративной модели; во-вторых, различия в цифровой компетентности между подростками и родителями проявляются в сфере умений и ответственности и в наибольшей степени – при сопоставительном анализе сфер деятельности в Интернете.