?
Заимствования в русском языке рубежа XX–XXI веков: дань моде или способ концептуализации актуальных понятий?
В статье рассматривается проблема целесообразности заимствования русским языком рубежа XX–XXI веков иноязычной лексики. Поиск ответа на этот вопрос предполагает уточнение лексических значений иноязычных неологизмов, вошедших в словарный состав русского языка в последние два десятилетия. Анализируются слова презентация, эксклюзивный и топ-модель, приводимые в качестве примеров, казалось бы, подтверждающих достоверность известной гипотезы о «престиже» заимствованного слова как одной из причин интенсификации процесса заимствования. Однако проведенный анализ не подтверждает указанное предположение и приводит к выводу о том, что между значениями иноязычных неологизмов и ближайших по значению исконных слов обнаруживаются расхождения денотативного характера, не имеющие отношения к престижности самих слов или их употребления. Причиной заимствования является прежде всего отсутствие в русском языке однословных наименований для социально релевантных объектов и явлений при наличии таких наименований в языке-источнике заимствования. «Престижность» иноязычных неологизмов является вторичным эффектом, который создается престижностью денотата, связанного с новыми для носителей русского языка ценностными ориентирами. Выбор русским языком заимствования как пути пополнения словарного запаса представляется совершенно естественным, поскольку источником заимствования является язык тех культур, в которых эти ценностные ориентиры доминируют, и в этом языке уже имеются однословные наименования для соответствующих денотатов. Таким образом, новые заимствования необходимы прежде всего для концептуализации понятий, важных для социума, в котором язык функционирует как средство общения, а следовательно, нужны носителям языка как членам этого социума. Кроме того, эти заимствования способствуют облегчению задачи создания текстов, что соответствует общему направлению развития современного русского языка и отвечает потребностям его носителей.