?
«Забота» Хайдеггера, «Бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности
В данной статье исследуются стратегии западной экзистенциальной философии (её внетеистического направления) и буддийской школы мадхьямака (шуньявада). Мы можем обнаружить схожие феноменологические стратегии наряду с крайними различиями в антропологии и ценностных задачах: (персонализм и деконструкция классического субъекта западной философии в экзистенциализме и радикальный имперсонализм буддизма). Мы полагаем, что в буддизме, а также у Хайдеггера и Сартра можно обнаружить схожие теории сознания. Категория "шунья" (пустота) в школе мадхьямака сопоставима с Ничто у Сартра и Хайдеггера (хотя они далеко не идентичны), и в обоих случаях мы можем говорить об основополагающей роли негативности. Мы пытаемся обосновать точку зрения, что позиция школы мадхьямака, строившей мощнейшую онтологию, была радикальным нигилизмом, а вовсе не скептицизмом (как считают многие современные буддологи). Нас также интересует проблема "несчастного сознания" (будь то "Забота" Хайдеггера, "тошнота" Сартра или буддийская "духкха") и различные подходы мыслителей к этой проблеме.