?
Arendt on Positive Freedom
Предложенная Ханна Арендт концепция свободы занимает исключительное место в современной политической теории. Во-первых, эта концепция позитивна, что ставит ее в оппозицию к обеим актуальным негативным концепциям свободы, либеральной (Исайя Берлин) и республиканской (Квентин Скиннер, Филип Петтит). Сравнение между теориями Арендт и Петтита позволяет указать несколько моментов выразительного логического антагонизма. На этом основании вводится понятие «школы мысли», которое играет существенную роль при последующем рассмотрении арендтовского реализма. Во-вторых, несмотря на то, что учение Арендт о свободе достаточно типично для континентальной школы мысли (Мартин Хайдеггер, Жиль Делёз, Ален Бадью), ее решение той проблемы, которую представляет собой свобода, скорее сближает ее позицию с представителями либеральной традиции. В-третьих, на мой взгляд, эту двусмысленную ситуацию необходимо считать скорее проявлением политического реализма, отличающего теорию Арендт, чем тривиальной непоследовательностью мышления. Именно политический реализм является по-настоящему уникальной частью интеллектуального наследия этого мыслителя. Осознание специфики ее подхода способно привести к серьезным изменениям в современной политической философии. Наконец, в финале статьи дается анализ сформулированного Арендт решения проблемы свободы, а также предлагается интерпретация ряда, на первый взгляд, неожиданных и даже не совсем уместных понятий (например, «превосходство» или «элита»), без которых тем не менее не обходится арендтовская трактовка свободы. Хотя в конечном счете ее решение кажется искусственным, оно открывает многообещающее поле политических исследований, связанных с понятием «благожелательное превосходство».