?
Бюллетень Российского лонгитюдного панельного исследования образовательных и трудовых траекторий Национальная панель: первая волна (2011–2012)
НИУ ВШЭ
,
2014.
№ WP 02/IE/2014.
Российское лонгитюдное панельное исследование образовательных и трудовых траекторий, реализуемое в Институте образования НИУ ВШЭ, является первым когортным лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. В первом разделе бюллетеня представлена программа исследования, обоснована его актуальность, приведены исследовательская архитектура и принципы организации, а также рассмотрены основные исследовательские вопросы. Второй раздел посвящен методологии, включая более подробное описание выборки национальной панели. В третьем разделе представлен ряд одномерных и двумерных распределений, характеризующий основные переменные первой волны национальной панели, тестов TIMSS (Trends in Mathematical and Science Study) и PISA (Programme for International Student Assessment), и рассмотрены наиболее примечательные связи между ними.
Приоритетные направления:
социология
Язык:
русский
Ключевые слова: образованиеeducationлонгитюдные исследованиятраекторияtrajectorylongitudinal studylife coursepanel studyжизненный курспанельные исследования
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Куракин Д. Ю., / НИУ ВШЭ. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2014. No. WP 01/IE/2014.
Longitudinal cohort studies of life trajectories are progressively gaining international renown as the most relevant methods for studying education, socialization, and labor market, among other related issues. The Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories is the first national-scale project of this type in contemporary Russia, and is aimed at improving the current ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
Попов Д. С., Стрельникова А. В., Журнал исследований социальной политики 2017 Т. 15 № 2 С. 267-280
Статья посвящена исследованию проблемы неконсистентности (несоответствия) в сфере образования и труда. Мы используем результаты международного исследования компетентности взрослых (PIAAC), в рамках которого на репрезентативной для страны выборке были измерены грамотность чтения и математическая грамотность людей трудоспособного возраста. Тестовые результаты в странах ОЭСР демонстрируют связь с уровнем формального образования, однако в России мы наблюдаем несколько отклонений. ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Хусяинов Т. М., Педагогическое мастерство 2016 № 1 С. 59-62
Автор данной работы, на основе данных социологического опроса “Учеба и жизнь студентов в уни-верситете” проведенного в 2014-2015 г., рассматривает причины выбора абитуриентами специаль-ности “Психология” и те преимущества, которые выделяют студенты, обучающиеся на этой спе-циальности. Можно отметить, что основные причины заключаются в высоком интересе к будущей профессии, уверенности в будущей востребованности и разноплановости деятельности психолога. ...
Добавлено: 9 июля 2016 г.
Хусяинов Т. М., Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири 2015 № 2 С. 60-78
В данной статье автором рассматривается такое явление, как получение второго высшего профессионального образования российскими студентами. В работе выявляются основные предпосылки и причины, по которым студенты предпочитают не ограничиваться получением одного образования в ВУЗе. В статье рассмотрены процессы, происходящие на современном российском и мировом рынке труда и то, какое воздействие он оказывает на рынок образовательных услуг ...
Добавлено: 10 июля 2016 г.
Коротаев А. В., Юрьев С. Е., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2018 № 1 С. 65-79
В статье рассматривается состояние системы образования арабских стран по количественным показателям за период с 1980 до 2015 гг. Проведенный нами анализ динамики количественной экспансии образования в Арабском мире с 1980 по 2014 гг. позволяет выделить четыре характерных периода этой экспансии: (1) 1980-е гг. – этап наиболее стремительной экспансии, этот период реально начался еще в 70-е ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
Попова И. П., М. : ФИРО, 2016
Несоответствие квалификации (профессиональной подготовки) работников характеристикам занимаемых ими рабочих мест – проблема, широко обсуждаемая в мире; в России различные ее аспекты активно дискутируются в рамках противоречий требований рынка труда и профессионального образования. Актуальность проблемы подтверждает масштабное проведение международных исследований в рамках ОЭСР, прежде всего PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), направленных на ...
Добавлено: 21 октября 2017 г.
Аникин В. А., Экономическая социология 2017 Т. 18 № 4 С. 120-156
Работа посвящена генезису теории человеческого капитала, её операционализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Дана периодизация становления теории человеческого капитала. Автор предлагает пять этапов: (1) доиндустриальный период (вплоть до XVIII века); (2) этап ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Митрофанова Е. С., Артамонова А. В., Демографическое обозрение 2015 Т. 2 № 4 С. 77-110
На данных двух репрезентативных для России обследований, «Человек, Семья, Общество» (использовалось для основного анализа) и «РЛМЗ» (использовалось для дескриптивного анализа), были исследованы жизненные пути российских мужчин, проходивших и не проходивших военную службу по призыву. Сравнивались возрасты и последовательности наступления первых социо-экономических (работа, образование, отделение от родителей) и демографических (брак, партнерство, ребенок) событий и социо-демографические портреты ...
Добавлено: 1 декабря 2015 г.
Школьников В. М., Андреев Е. М., Жданов Д. А. и др., Journal of Epidemiology and Community Health 2012 Vol. 66 No. 4 P. 372-378
Исследования социально-экономического неравенства в здоровье, часто страдают от нехватки однородных данных и методологии. На основе надежных и согласованных с переписью данных и чувствительных мер неравенства, это исследование документирует изменения в абсолютных и относительных различий по смертности по образованию в Финляндии, Норвегии и Швеции за период с 1971 по 2000 год. Стандартизированные по возрасту показатели смертности ...
Добавлено: 16 декабря 2012 г.
Санина А. Г., Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры 2010 № 5(84) С. 7-13
Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности. ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Денисенко М. Б., Козлов В. А., Ректор ВУЗа 2015 № 7 С. 38-45
Одной из основных проблем социально-экономического прогнозирования в РФ является слабая изученность влияния демографических изменений на экономическое и социальное развитие страны, и спрос на услуги образования в данном случае не является исключением. Недоучёт демографического фактора при разработке и реализации стратегий и политики развития на федеральном, региональном, отраслевом уровнях в конечном итоге приводит к снижению эффективности управленческих ...
Добавлено: 11 октября 2015 г.
Королева Д. О., Doctoral Consortium 2016 P. 9-15
This research project attempts to investigate the peculiarities of reactions of Russian schools to changes related to the incorporation of mobile learning and social networks in education, which implied not by the federal government as previously, but brought by students themselves as main users of Internet and mobile devices. Currently, 97 percent of Russian adolescents ...
Добавлено: 19 октября 2016 г.
Демченкова О. А., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2011 № 12 С. 235-241
В статье анализируются результаты социологического исследования состояния трудового потенциала высокотехнологичного промышленного предприятия, в частности, такие аспекты как удовлетворенность трудом и уровень образования и квалификации работников. ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
Натхов Т. В., Экономический журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 15 № 3 С. 353-373
В данной работе исследуется взаимосвязь образования и уровня доверия в России. На основе данных социологического опроса «Георейтинг» по выборке из 68 регионов России показано, что средний уровень образования в регионе является единственным показателем, устойчиво коррелированным с уровнем доверия. На индивидуальном уровне образование – главный предиктор доверия, а также участия в некоммерческих организациях и ассоциациях. Контролируя ...
Добавлено: 3 сентября 2012 г.
Sofia : Perun-Sprint Ltd., 2012
Добавлено: 19 февраля 2013 г.
Пишняк А. И., Халина Н. В., Назарбаева Е. А. и др., Журнал Новой экономической ассоциации 2021 № 2(50) С. 56-73
Эксперты, работающие с темой бедности, сходятся во мнении, что группа малоимущих – весьма неоднородная. В зависимости от длительности пребывания в бедности можно выделить в ее составе так называемых хронически и временно бедных. Доходы первых долгое время остаются на уровне ниже существующей линии бедности, положение вторых изменчиво — вырвавшись из бедности на какой-то период времени, их ...
Добавлено: 7 июня 2021 г.
Гребнев Л. С., Вопросы экономики 2003 № 7 С. 4-25
В статье анализируются данные о динамике ряда демографических показателей России: детских и подростковых возрастных когорт за период с 1970 по 2010 гг., продолжительности жизни за период с 1970 по 1995 гг., миграционных потоках между федеральными округами в период между переписями населения 1989 и 2002 гг. Высказываются гипотезы о связи этих показателей с состоянием образования в ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
Коленникова Н. Д., Вестник Института социологии 2018 № 24 С. 76-94
В статье исследуются особенности распределения экономических статусов среди занятого населения России, а также взаимосвязи этих статусов с различными факторами, влияющими на экономическое благосостояние индивида. Приведена методика построения шкалы для замера объективных показателей экономического статуса работающего населения современной России. При разработке методологии исследования автор при- держивается неовеберианской традиции, понимая под экономическим статусом индивида ряд объективных, количественно ...
Добавлено: 30 марта 2018 г.
Сафронов П. А., Сидорова К. Д., Вопросы образования 2016 № 3 С. 224-237
Исследуются причины,
по которым инновационное педаго
гическое движение, развернувшееся
во второй половине 1980‑х годов, от
носительно быстро исчерпало перво
начальный импульс и не стало устой
чивым фактором институционального
развития в России. На основе интервью
с участниками инновационного движе
ния, а также нарративного анализа ма
териалов периодики и архивной доку
ментации авторы обосновывают те
зис о преобладании в инновационном
движении задачи субъективной эман
сипации, усвоения культуры свободы
над целями организационно-проект
ного управления. ...
Добавлено: 7 октября 2016 г.
Коленникова Н. Д., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2018 № 6 С. 112-129
Предметом анализа в данной статье является статусная иерархия работающих россиян по показателям их квалификации. В статье уточнена формулировка понятия квалификационный статус и апробированы конкретные индикаторы для его оценки в современном российском обществе. Описана методика конструирования шкалы квалификационного статуса и приведены результаты анализа показателей этой шкалы для работающего населения России. Проанализирована структура полученной статусной иерархии и ...
Добавлено: 4 декабря 2018 г.
Поддьяков А. Н., Poddiakov N., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2018 Vol. 15 No. 4 P. 656-674
Добавлено: 21 января 2019 г.
Митрофанова Е. С., Демографическое обозрение 2019 Vol. 6 No. 5 P. 70-93
This paper is devoted to the analysis of the starting events marking the transition to adulthood, such as completion of education (vocational and higher), first employment, first separation from parents, first partnership, first marriage, and first childbirth.
The dataset of the research is the Russian part of the Generations and Gender Survey (GGS). We prepared a ...
Добавлено: 23 ноября 2020 г.
Зинченко Д. И., Лукьянова А. Л., Мир России: Социология, этнология 2021 Т. 30 № 1 С. 111-133
В работе, основанной на данных РМЭЗ ВШЭ за 1995–2015 гг., анализируется влияние роста уровня образованности российского населения на состояние в браке и изменение состава семей с точки зрения уровня образования супругов. Результаты показывают снижение доли состоящих в браке для обоих полов, всех образовательных и практически всех возрастных групп, при этом увеличение доли одиноких не является ...
Добавлено: 11 марта 2021 г.
Салмина А. А., Социологический журнал 2018 Т. 24 № 3 С. 76-97
В статье представлены результаты анализа особенностей понимания демократии на примере населения России и Германии, в том числе ее Западных и Восточных земель. Различия в трактовке этого понятия могут оказать значительное влияние на ответы респондентов об их отношении к демократии и удовлетворенности ею в стране. На данных Европейского социального исследования за 2012 г. проведен сравнительный анализ ...
Добавлено: 17 октября 2018 г.