?
Трансцендентализм как инновационная парадигма философствования: кантовский трансцендентализм и современная философия науки
Трансцендентальную философию [трансцендентализм] Канта можно рассмотреть в качестве особой трансцендентальной парадигмы философии (resp. особого типа философского исследования), которая отличается как от «объектной» метафизики Античности, так и от «субъектной» метафизики Нового времени (метафизика объекта (трансцендентная метафизика; мета-физика) — опыт (трансцендентальная метафизика) — метафизика субъекта (имманентная метафизика; мета-психология). Для этого в статье вводятся такие методологические понятия как трансцендентальный сдвиг и перспектива (КЧР, B25), трансцендентальный конструктивизм/прагматизм (см.: «действия чистого мышления» (КЧР, B81)). Основой для подобной трактовки трансцендентализма выступает когнитивно–семантическое прочтение Критики в свете кантовского вопроса из письма М. Герцу (21.02.1772) «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?» и современная интерпретация Канта: концепция «двух аспектов». Если в классической метафизике познание трактуется как отношение между (эмпирическим) субъектом и объектом, то в трансцендентальной метафизике «возможный опыт/опытное знание» понимается как отношение между трансцендентальным субъектом (трансцендентальное единство апперцепции) и объектом. При этом трансцендентализм Канта выступает как экспериментальная метафизика (по аналогии с экспериментальной наукой Нового времени), а трансцендентальное определяется как пограничная между имманентным и трансцендентным «инструментальная» область нашего сознания, или как наш «способ познания» (ср. с интенциональной реальностью Э. Гуссерля или третьим миром объективного знания К. Поппера). Трансцендентализм как теория возможного опыта выступает предтечей современной (постпозитивисткой) философии науки, а трансцендентальный конструктивизм Канта является истоком современного эпистемологического конструктивизма. Вместе с тем можно говорить об особой трансцендентальной философии науки как исследовании нашей познавательной способности, основными «стволами» которой выступают чувственность и рассудок. Разные конфигурации этих способностей конституируют разные виды (по)знания, среди которых выделяются содержательные (естествознание и гуманитарные дисциплины) и формальные (логика, математика и др.) науки.