?
Выборка, направляемая респондентом в онлайн-опросе: к вопросу о динамике и качестве
В данной статье обсуждается проблематика отбора респондентов для участия в онлайн-исследованиях. Авторы анализируют результаты и опыт использования выборки, направляемой респондентом (ВНР), для построения выборки в онлайн-опросах студентов НИУ ВШЭ. В исследовании проверяется, соответствует ли онлайн-ВНР необходимым базовым допущениям: реципрокность связей между респондентами, случайный отбор респондентов и способность респондентов правильно оценить размер своей эго-сети. Дополнительный исследовательский вопрос касается изучения влияния знакомства семян (т.е. первых респондентов онлайн-ВНР) на динамику и качество итоговой выборки. Для ответа на поставленные вопросы в исследовании были проведены два онлайн-опроса, основанные на использовании ВНР (онлайн-ВНР-1 и онлайн-ВНР-2). Ключевое отличие выборок первого и второго опросов состояло в том, что во втором случае семена отбирались их числа личных знакомых исследователей. На основе анализа результатов опросов, делается вывод о том, что в случае личного знакомства семян с исследователями динамика онлайн-ВНР оказывается более эффективной. При этом онлайн-ВНР-1 и онлайн-ВНР-2 не дали точной оценки контрольных параметров генеральной совокупности. Опираясь на полученные результаты, авторы формулируют задачи для дальнейших исследований в этом направлении.