?
Парадигматическая интертекстуальность как текстообразующая категория (на материале творчества Ф.Кафки, Э. Елинек и немецких народных сказок)
Вопросы филологии. 2013. № 2(44). С. 41-47.
Пасько Ю. В.
В данной статье автором рассматриваются возможности использования понятия парадигмы применительно к лингвистическому анализу интертекстуальных элементов в художественном тексте. Парадигматическая интертекстуальность определяется как структурно-композиционные взаимосвязи между художественными текстами, особенности которых исследуются на материале романа «Пианистка» современной австрийской писательницы Э. Елинек.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Пасько Ю. В., В кн. : Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков (2013). Вып. 5.: СПб. : Астерион, 2013. С. 200-207.
В данной статье автором рассматриваются возможности использования понятия парадигмы применительно к лингвистическому анализу интертекстуальных элементов в художественном тексте. Парадигматическая интертекстуальность определяется как структурно-композиционные взаимосвязи между художественными текстами, особенности которых исследуются на материале романа «Пианистка» современной австрийской писательницы Э. Елинек. ...
Добавлено: 27 октября 2013 г.
Пермь : Пермский государственный университет, 2009
В тринадцатом выыпуске межвузовского тематического сборника, посвященном юбилею проф. М.П. Котюровой, разрабатываются общие вопросы функциональной стилистики и теории речевой коммуникации, решаются актуальные проблемы соотношения стереотипного и творческого компонентов в текстах различной стилевой и жанровой принадлежности, рассматриваются новые явления в языке и стиле текстов массовой коммуникации. В авторский коллектив выпуска входят ведущие российские ученые, а также ...
Добавлено: 3 февраля 2015 г.
Шкапа Е. С., Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки 2016 № 2 (71) С. 188-192
Работа посвящена малоисследованным вопросам поэтики автоинтертекстуальных отношений святочных рассказов Н.С. Лескова. Анализируются межтекстовые связи на текстовом, персонажном, тематическом, сюжетном уровнях. Такой подход позволяет рассмотреть интеграцию автопрецедентного текста в новый текст посредством автоцитат и создания общей для ряда произведений системы персонажей, сходства ситуаций и сюжетов, проследить соединение отдельных произведений автора в сложную взаимосвязанную структуру. ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Чантуридзе Ю. М., Вестник Новосибирского Государтсвенного Педагогического Университета (Россия) 2014 № 6 С. 177-186
На сегодняшний момент лингвисты располагают значительным количеством работ, посвященных отдельно понятиям жанра и дискурса, однако жанровое своеобразие политического дискурса еще не в полной мере описано, поэтому задачей данной статьи является выделение и характеристика нового жанра политического дискурса – жанра победной речи будущего президента.
В основе работы лежит метод функционального описания жанра инаугурационной речи Е.И.Шейгал, поскольку можно ...
Добавлено: 31 июля 2015 г.
Никитенко Е. Л., Вестник РГГУ. Серия "Востоковедение. Африканистика" 2014 № 6 С. 148-154
В статье затронут вопрос построения рассказа о себе в классической персидской литературе, рассматривается влияние литературного канона на принцип отбора фактов биографии автора и на метод их подачи. ...
Добавлено: 15 октября 2017 г.
Сомофф (Сомова) В., Вопросы литературы 1997 № 1 С. 103-111
Статья посвящена генезису волшебной сказки. Полемизируя с традиционным решением этого вопроса, усматривающем причины появления сказочной повествовательной формы в утрате веры в истинность мифического события, автор статьи выдвигает гипотезу о происхождении волшебной сказки на самой высоте доверия к священному статусу мифа. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
М. : Московский педагогический государственный университет, 2010
Книга представляет собой сборник статей и материалов, подготовленных участниками XXII Пуришевских чтений «История идей в жанровой истории». В числе рассматриваемых вопросов – научные и философские идеи в движении жанров, жанровое многообразие воплощения концепций истории и метаистории и пр. ...
Добавлено: 23 октября 2012 г.
Мицук Т. И., Культура и искусство 2012 № 4(10) С. 95-99
Интеллектуальная проза доктора философских наук Владимира Кантора, резко выделяясь на фоне современной литературы, заслуживает особого внимания литературоведов. В статье предпринята попытка определить особенности прозы В. Кантора. Был проанализирован новый сборник ´Наливное яблокоª. В результате исследования автор делает вывод, что одной из главных особенностей прозы философа является интертекстуальность его произведений. В статье рассматриваются рассказы, не печатавшееся ...
Добавлено: 6 ноября 2014 г.
Андреев М. Л., Вопросы литературы 2016 № 2 С. 190-220
Статья посвящена типологии комедии, рассмотренной во всех ее исторических формах и разновидностях, от Менандра до Чехова. В качестве главного дифференцирующего элемента берется категория препятствия на пути героев любовной коллизии и на этой основе выделяются пять ведущих типов комедии. ...
Добавлено: 17 октября 2016 г.
Соснин А. В., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2012 № 1 С. 194-199
В статье дается математическое обоснование многомерности и несамодостаточности текста; рассматривается степень самодостаточности текста как определяющей характеристики при выборе того или иного способа перевода. ...
Добавлено: 1 сентября 2012 г.
Тулякова Н. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2019 № 58 С. 24-42
В начале XIX в. в русской литературе появляются тексты с жанровыми рефлексивами «легенда» и «предание», входящими в состав заголовочного комплекса. Сформированность канона жанров к концу века позволяет предположить, что данные рефлексивы являются сигналом зарождения жанра. В статье сопоставляются художественные тексты, обозначенные В.Ф. Одоевским, Н.А. Полевым, Н.В. Кукольником как легенды и предания. Цель исследования – определить, ...
Добавлено: 22 марта 2018 г.
Муравьева Л. Е., Критика и семиотика 2017 № 1 С. 311-328
Нарративные практики модернизма и постмодернизма предлагают обогащенную палитру приемов, обеспечивающих взаимодействие «своего» и «чужого слова» в пространстве текста. Особым случаем подобного взаимодействия становится художественная дискурсивная практика, создающая в нарративной структуре текста эффект внутренней редупликации и известная в западной критике как mise en abyme, а в отечественной филологии – как «геральдическая конструкция» (М.Б. Ямпольский) или «текст ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Шкапа Е. С., Мир науки, культуры, образования 2014 № 5 (48) С. 149-151
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам изучения творчества Н.С. Лескова в интертекстуальном аспекте. В данной статье рассматривается проблема анализа поэтики святочных произведений писателя в ракурсе межтекстовых связей с другими авторскими произведениями на примере святочной трилогии «Отборное зерно». Основное внимание акцентируется на анализе сюжетных и образных заимствований. Автор приходит к выводу что в диалогическом пространстве ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Кириченко В. В., Известия Южного федерального университета. Филологические науки 2020 Т. 24 № 2 С. 171-179
Предпринимается попытка определения сложных взаимоотношений правды и вымысла в автобиографическом романе Жоржа Перека «W, или Воспоминание детства». Целью данной статьи является установление того, каким образом внутри автобиографического текста Перека происходит смешение фактуального и фикционального, которое можно обозначить термином «автовымысел». ...
Добавлено: 19 сентября 2020 г.
Добавлено: 4 сентября 2020 г.
Долгорукова Н. М., Махлин В. Л., Вопросы литературы 2013 № 6 С. 444-450
В статье рассматривается книга двух швейцарских авторов, вышедшая в 2011 году и посвященная разоблачению российского мыслителя и ученого М.М. Бахтина. ...
Добавлено: 30 октября 2013 г.
Пасько Ю. В., Вестник Томского государственного университета. Филология 2019 № 62 С. 238-247
Статья посвящена исследованию парадигматических связей ранней поэзии Марины Цветаевой с немецкой поэтической традицией второй половины 18-го века, которое проводится на основе сравнительного интертекстуального анализа стихотворения «Девочка-смерть» Марины Цветаевой и баллады «Рыбак» И. В. фон Гете, при этом в анализе используются как другие произведения немецкой поэзии, так и тексты Марины Цветаевой, необходимые для создания необходимого контекста. ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Абелюк Е. С., Литература в школе 1992 № № 1 С. 39-47
В доступной форме показаны отличия таких сложных, часто неоднозначно понимаемых понятий, как миф - фольклор (сказка) - легенда. ...
Добавлено: 9 августа 2017 г.
Тулякова Н. А., Никитина Н. А., Studia Humanitatis 2015 № 3
Статья рассматривает жанр легенды-притчи, возникший в европейской литературе на рубеже веков, на примере цикла «Легенды» Стефана Цвейга. На основе сопоставления легенды-притчи с литературной легендой XIX века выявляются ядерные признаки новой жанровой разновидности. К ним относятся опора на религиозный претекст, выбор в качестве основной темы взаимоотношений человека и Бога, отсутствие выраженного конфликта, акцент на понятии чуда, ...
Добавлено: 19 ноября 2015 г.
Н. Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2012
Научная монография подготовлена к юбилею заслуженного деятеля науки РФ, видного российского литературоведа, доктора филологических наук, профессора Зои Ивановны Кирнозе.
В центре исследования отечественных и зарубежных ученых, авторов книги, круг вопросов, связанных с научной деятельностью З.И. Кирнозе: история французской литературы и культуры, проблемы межкультурной коммуникации и компаративистики, франко-русские литературные связи, образ Франции в инонациональном культурном пространстве.
Издание адресуется ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Тулякова Н. А., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология 2012 Т. 1 № 3 С. 74-81
В статье рассматриваются основные формы вставных рассказов в книге «Альгамбра» Ирвинга. История является жанром с наименее четкими формальными признаками. Анекдот представляет собой поучительный случай с участием исторических лиц и точной локально-временной отнесенностью. Легенда строится по законам волшебной сказки и становится главной формой романтического повествования. ...
Добавлено: 14 ноября 2012 г.
Пронина Т. Д., Новый филологический вестник 2014 № 3 (30) С. 96-104
На материале одного из стихотворений О.Э. Мандельштама автор статьи проводит исследование жанрового инварианта оды. Категория жанра используется как инструмент углубленного прочтения литературного текста. В работе развивается теоретическое воззрение на лирический род поэзии как на перформативную форму художественного письма. ...
Добавлено: 1 марта 2017 г.
Азаренков А. А., Известия Смоленского государственного университета 2016 Т. 36 № 4 С. 61-69
В статье приведены результаты анализа мотивной структуры корпуса «больших стихотворений» И. Бродского. Выделены основные инварианты и наиболее частотные случаи их реализации. Выявлен конструктивный принцип функционирования композиции «больших стихотворений» – лейтмотивное развертывание инварианта. На основании предикативной структуры сделана попытка спецификации формы «больших стихотворений» Бродского. ...
Добавлено: 17 октября 2019 г.
Балакина Ю. В., Соснин А. В., Сибирский филологический журнал 2017 № 1 С. 161-172
Статья посвящена таким характеристикам современных электронных текстов, как интерсемиотичность и мультимедийность. Изучение этих свойств являет собой новый этап в изучении межтекстовых взаимодействий; соответственно, авторы сначала обращаются к неэлектронным текстам, излагая на их примере теоретические основы данных понятий, и лишь затем обращаются к текстам электронным, прослеживая развитие традиционных представлений о тексте. Электронные тексты рассматриваются как полимодальные, ...
Добавлено: 7 декабря 2015 г.