Препринт
Судьба и Профессия Артиста Балета: Взаимосвязь Карьерных Переходов и Телесных Практик
На материале фокус-групп о критериях профессионализма показано, что видимые противоречия в нормативных самоописаниях учителей, как представителей профессии, требующей интенсивного личностного вовлечения, репрезентируют собой два различных дискурса: негативной и позитивной свободы (в терминах И. Берлина). Первый дискурс отражает стремление к освобождению от полагаемых гетерономными институциональных вторжений; второй — стремление к автономии в конструировании профессиональной идентичности. Кейс репрезентирует ситуацию нарушенного баланса в (вос)производстве профессиональной идентичности между внешней и внутренней регуляцией профессиональной деятельности.
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, расширения диагностического и консультационного инструментария, содержит описание проективной методики генограммы, используемой в психологическом консультировании в целях развития профессиональной идентичности клиента. Показана возможность применения метода на начальных и более поздних этапах профессионализации.
В последние десятилетия мы наблюдаем в России стремительное развитие рыночной экономики, сопровождающееся формированием предпринимательства, банковского дела, разветвленной торговли и сети обслуживания. Бизнес как неотъемлемая часть новых экономических отношений требует от своего субъекта порой сильного напряжения, непрерывного самосовершенствования, умения выстраивать нужные отношения и управлять различными по численности группами людей и т.д. Конкуренция как условие существования практически любого бизнеса заставляет человека, если он хочет выиграть, постоянно развиваться, профессионально и личностно. Поэтому исследования личностных факторов конкурентоспособности, которые проводятся в русле психологии бизнеса, являются актуальными и практически значимыми. Одним из современных направлений психологических исследований в этой области является изучение профессиональной идентичности как области самосознания, в которой концентрируются представления индивида о себе как субъекте деятельности, а также границах и нормах своего профессионального сообщества. Автор рассматривает профессиональную идентичность в качестве фактора, который помогает человеку выдерживать конкуренцию и успешно реализовывать себя в деятельности.
Статья подготовлена в рамках проекта по гранту Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Институциональная история философии: формирование профессиональной философии в немецкой институциональной среде XVIII-XX вв.».
Монография посвящена анализу состояния и тенденциям развития российских университетов. В первом разделе рассмотрены общие проблемы развития российских университетов, во втором — управление изменениями управленческого и педагогического потенциала высшей школы, в третьем — изменения в студенческой среде университетов. Книга адресована специалистам, исследующим проблемы рынка труда и рынка образовательных услуг, а также предcтавит интерес для магистрантов, аспирантов и докторантов вузов и научно-исследовательских институтов.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования профессиональных деформаций представителей бизнеса (предприниматели и руководители). В основе исследования лежит подход, в котором негативные последствия деятельности для личности рассматриваются в контексте более широкой проблемы самоопределения, преодоления личностной неопределенности в ходе профессионального развития. Выделены параметры профессиональных деформаций, связанные с искажением ценностно-смысловых ориентиров деятельности и механизмов поиска адекватных путей дальнейшего развития индивида.
Статья посвящена проблеме формирования кадровой политики в государственном управлении. Показаны основные тенденции развития, проблемы и принципы реализации кадровой политики. Особое внимание уделяется вопросам формирования гражданской и профессиональной идентичности работников органов госуправления. На примере реализации кадровой политики в деятельности органов управления Вологодской области показаны некоторые эффективные способы решения проблем работы с кадрами в органах государственного и муниципального управления.
В России продолжается музейно-выставочный бум, о чем свидетельствуют как рост числа музеев и количества их коллективных организованных посещений (Федеральная служба государственной статистики 2018:157), так и рост количества индивидуальных посетителей в музеях (InterMedia 2018:33). Несмотря на то, что на федеральных каналах главными новостями в этой области остаются выставки классиков и модернистов, современное искусство постепенно отвоевывает себе жизненное пространство в старейших российских музеях. Так, Третьяковская галерея «лишь второй раз за годы существования в здании на Крымском валу предоставила самые большие выставочные залы, где традиционно демонстрируются развернутые монографические ретроспективы классиков русского искусства, для персонального проекта современных художников» (речь идет о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех») (Музеи России б.д.).
В XXI веке кардинально меняются роль и место труда как основного социального института. Казалось бы, труд – одно из основных условий существования и развития человеческого общества. И ничто не способно поколебать это устоявшееся представление. Однако особенности современной эпохи свидетельствуют о серьезных изменениях характера и содержания процесса труда. И эти изменения, о которых пойдет речь в нашей книге, совпадают с желанием современного человека освободиться от столь тяготивших его тенет труда. Что ждет человека, выросшего в цивилизации труда, убежденного, что труд – это одна из основных жизненных потребностей. Какие перспективы рисует нам информационная эпоха, что будет с трудом как с одним из видов человеческой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания книги «Жизнь без труда или труд во спасение?» Сидориной Татьяны Юрьевны – известного российского исследователя в области философии культуры, социальной теории, социальной философии, доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В фокусе внимания данного исследования – мотивации, приоритеты и основные методы работы педагогов дошкольного образования. В 2014 году дошкольное образование в Российской Федерации перешло на работу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Важно рассмотреть, как меняются методы работы педагогов с детьми после внедрения ФГОС, какие проблемы встают перед педагогами, как они с ними справляются. Большое внимание уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После перехода на ФГОС многие дошкольные образовательные организации перешли на инклюзивное образование. Другая важная проблема – работа с одаренными детьми. Наконец, в рамках данного бюллетеня рассматриваются изменение нагрузки на педагогов в настоящее время, а также проблемы с кадровым обеспечением, возникающие в детских садах.
Почему люди отказались от охоты и собирательства ради оседлой жизни в сообществах, которые были основаны на зерновых культурах и животноводстве и управлялись предшественниками нынешних государств? Большинство из нас уверено, что одомашнивание растений и животных позволило людям окончательно перейти к оседлости и основать жившие сельским хозяйством деревни, города и государства, а последние, в свою очередь, создали цивилизацию, закон, общественный порядок и, видимо, обеспечили нам безопасную жизнь. Однако археологические и исторические свидетельства ставят этот традиционный нарратив под сомнение. Джеймс Скотт считает, что первые аграрные государства — порождение совокупности одомашниваний: сначала огня, затем растений, животных, подданных государств, пленников и, наконец, женщин в патриархальной семье — все эти этапы одомашнивания можно рассматривать как способ обретения контроля над воспроизводством. Скотт ищет ответы на вопросы, почему мы так долго избегали оседлости и плужного земледелия, каковы преимущества мобильных хозяйственных укладов, почему скученность растений, животных и зерновых имела столь непредвиденные эпидемиологические последствия и почему все первые государства основаны на просе, других злаках и несвободном труде. Скотт также рассматривает «варваров», которые очень долго ускользали от государственного контроля, и «варварство»—как инструмент понимания напряженных отношений между государствами и не подчинявшимися им народами.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.