?
Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories: Building Culturally-Sensitive Research Framework
НИУ ВШЭ
,
2014.
No. WP 01/IE/2014.
Longitudinal cohort studies of life trajectories are progressively gaining international renown as the most relevant methods for studying education, socialization, and labor market, among other related issues. The Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories is the first national-scale project of this type in contemporary Russia, and is aimed at improving the current lack of reliable high-quality data on this issue. The benefits of the longitudinal design for causal analysis are much discussed in literature and well acknowledged by scholars. Our study strives to combine the traditional benefits of quantitative analysis with the advantages of cultural-oriented interpretive analysis in sociology, anthropology, and psychology. Another important feature of this study is enriching the data from the national panel with the data from international tests of student competences, namely PISA and TIMSS. In this paper I shed light on the aims, context, perspectives and ambitions of the study; discuss the conceptual benefits, restrictions, and implicit assumptions of the approach; observe the methodological design, and briefly review the main research questions that shaped the study.
Приоритетные направления:
социология
Язык:
английский
Ключевые слова: образованиесоциология культурыкультурсоциологияeducationлонгитюдные исследованиятраекторияtrajectoryнарративная идентичностьsociology of culturecultural sociologyантропология образованияanthropology of educationlongitudinal studyform of lifeформа жизникультурные структурыlife courseкультурсоциология образованияpanel studycultural sociology of educationжизненный курсnarrative identitycultural structuresemotional attractorsпанельные исследования
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. и др., / НИУ ВШЭ. Серия WP IE "Научные доклады Института образования". 2014. № WP 02/IE/2014.
Российское лонгитюдное панельное исследование образовательных и трудовых траекторий, реализуемое в Институте образования НИУ ВШЭ, является первым когортным лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. В первом разделе бюллетеня представлена программа исследования, обоснована его актуальность, приведены исследовательская архитектура и принципы организации, а также рассмотрены основные исследовательские вопросы. Второй раздел посвящен методологии, включая более подробное описание ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
Куракин Д. Ю., American Journal of Cultural Sociology 2019 Vol. 7 No. 1 P. 101-127
Добавлено: 28 мая 2018 г.
Куракин Д. Ю., / Center for Cultural Sociology, Yale University. Series CCS WORKING PAPER 2014-08 "Working Papers in Cultural Sociology". 2014. No. 8.
The article is dedicated to the development of the cultural sociological theory of metaphor. Metaphor has been recognized in the “strong program” of cultural sociology as a means of performance which allowed the building of cultural explanations of such events as the trauma of the Holocaust, and Obama's political success. This paper aims to contribute ...
Добавлено: 21 октября 2014 г.
NY : Oxford University Press, 2019
Добавлено: 11 июня 2019 г.
Куракин Д. Ю., American Journal of Cultural Sociology 2020 Vol. 8 No. 1 P. 63-89
Добавлено: 14 октября 2019 г.
Куракин Д. Ю., Cultural Sociology 2017 Vol. 11 No. 4 P. 394-415
This article maps the development of the sociology of culture in the Soviet Union and Russia from pre-Soviet to post-Soviet times. The analysis highlights the effects of two groups of factors – one cultural, the other structural – the combination of which brought about various patterns at each stage of the discipline’s development. Because of ...
Добавлено: 7 декабря 2017 г.
Ионин Л. Г., Куракин Д. Ю., Социологический журнал 2018 Т. 24 № 1 С. 114-131
В конце прошлого года вышла статья Дмитрия Куракина о социологии культуры в Советском Союзе и России. Она открывает декабрьский выпуск журнала “Cultural Sociology”. Публикация статьи послужила поводом для развертывания дискуссий о советской и постсоветской науке среди российских социологов и интеллектуалов. Публикуемая переписка между автором и известным российским социологом Л.Г. Иониным посвящена одной из тем, затронутых ...
Добавлено: 28 мая 2018 г.
Куракин Д. Ю., Религиоведческие исследования 2019 Т. 19 № 1 С. 102-110
Интервью о переводах научной "классики", приуроченное к выходу в свет русского перевода "Элементарных форм религиозной жизни" Эмиля Дюркгейма. ...
Добавлено: 23 декабря 2019 г.
Куракин Д. Ю., Journal of Classical Sociology 2015 Vol. 15 No. 4 P. 377-395
Добавлено: 28 ноября 2013 г.
Павленко Е. С., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2014 № 6 С. 141-152
Аннотация. Структура жизненного курса россиян изучена крайне слабо, исключение составляют демографические исследования событий, связанных с брачным статусом и возрастом рождения детей. Помимо структуры жизненного курса и ее трансформаций необходимо обратиться к изучению организующих принципов жизненных траекторий1. Категория «взрослый» в таком случае может выступать лишь одной из ряда значимых категорий в общей структуре осмысления и планирования ...
Добавлено: 26 января 2015 г.
Куракин Д. Ю., Косякова Ю., Журнал социологии и социальной антропологии 2016 Т. XIX № 5 (88) С. 127-145
В статье приведены результаты исследования о том, какие изме- нения в горизонтальных гендерных различиях и вертикальном не- равенстве на этапе выхода на рынок труда происходили в России при переходе от советского к постсоветскому периоду. Исходя из теоретических предпосылок, мы ожидаем, что основные институ- циональные и культурные изменения не были гендерно-нейтраль- ными. Особое внимание мы обращаем ...
Добавлено: 13 июня 2017 г.
Митрофанова Е. С., Артамонова А. В., Демографическое обозрение 2015 Т. 2 № 4 С. 77-110
На данных двух репрезентативных для России обследований, «Человек, Семья, Общество» (использовалось для основного анализа) и «РЛМЗ» (использовалось для дескриптивного анализа), были исследованы жизненные пути российских мужчин, проходивших и не проходивших военную службу по призыву. Сравнивались возрасты и последовательности наступления первых социо-экономических (работа, образование, отделение от родителей) и демографических (брак, партнерство, ребенок) событий и социо-демографические портреты ...
Добавлено: 1 декабря 2015 г.
Попов Д. С., Стрельникова А. В., Журнал исследований социальной политики 2017 Т. 15 № 2 С. 267-280
Статья посвящена исследованию проблемы неконсистентности (несоответствия) в сфере образования и труда. Мы используем результаты международного исследования компетентности взрослых (PIAAC), в рамках которого на репрезентативной для страны выборке были измерены грамотность чтения и математическая грамотность людей трудоспособного возраста. Тестовые результаты в странах ОЭСР демонстрируют связь с уровнем формального образования, однако в России мы наблюдаем несколько отклонений. ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Школьников В. М., Андреев Е. М., Жданов Д. А. и др., Journal of Epidemiology and Community Health 2012 Vol. 66 No. 4 P. 372-378
Исследования социально-экономического неравенства в здоровье, часто страдают от нехватки однородных данных и методологии. На основе надежных и согласованных с переписью данных и чувствительных мер неравенства, это исследование документирует изменения в абсолютных и относительных различий по смертности по образованию в Финляндии, Норвегии и Швеции за период с 1971 по 2000 год. Стандартизированные по возрасту показатели смертности ...
Добавлено: 16 декабря 2012 г.
Аникин В. А., Экономическая социология 2017 Т. 18 № 4 С. 120-156
Работа посвящена генезису теории человеческого капитала, её операционализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Дана периодизация становления теории человеческого капитала. Автор предлагает пять этапов: (1) доиндустриальный период (вплоть до XVIII века); (2) этап ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Kosyakova Y., Куракин Д. Ю., Blossfeld H., European Sociological Review 2015 Vol. 31 No. 5 P. 573-590
Добавлено: 23 июня 2015 г.
Попова И. П., М. : ФИРО, 2016
Несоответствие квалификации (профессиональной подготовки) работников характеристикам занимаемых ими рабочих мест – проблема, широко обсуждаемая в мире; в России различные ее аспекты активно дискутируются в рамках противоречий требований рынка труда и профессионального образования. Актуальность проблемы подтверждает масштабное проведение международных исследований в рамках ОЭСР, прежде всего PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), направленных на ...
Добавлено: 21 октября 2017 г.
Павленко Е. С., Russian Education and Society 2016 Vol. 58 No. 3 P. 199-214
The structure of Russians' life course has never been studied in depth; the only exception is demographic studies regarding marital status and age at childbirth. Principles that define life trajectories should also be examined. The “adult” concept is one of a number of important concepts in the general structure of life planning. This article presents ...
Добавлено: 25 февраля 2017 г.
Коротаев А. В., Юрьев С. Е., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2018 № 1 С. 65-79
В статье рассматривается состояние системы образования арабских стран по количественным показателям за период с 1980 до 2015 гг. Проведенный нами анализ динамики количественной экспансии образования в Арабском мире с 1980 по 2014 гг. позволяет выделить четыре характерных периода этой экспансии: (1) 1980-е гг. – этап наиболее стремительной экспансии, этот период реально начался еще в 70-е ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016
В сборнике представлены доклады участников XIV Международной научно-практической конференции молодых обществоведов, посвященные определению науки, как самодостаточного мира со своими правилами, этическими императивами, языками описания и противопоставлению науки жизни с ее многочисленными проблемам Для научных работников и специалистов, аспирантов и студентов в области социально-гуманитарных наук ...
Добавлено: 31 мая 2016 г.
Хусяинов Т. М., Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири 2015 № 2 С. 60-78
В данной статье автором рассматривается такое явление, как получение второго высшего профессионального образования российскими студентами. В работе выявляются основные предпосылки и причины, по которым студенты предпочитают не ограничиваться получением одного образования в ВУЗе. В статье рассмотрены процессы, происходящие на современном российском и мировом рынке труда и то, какое воздействие он оказывает на рынок образовательных услуг ...
Добавлено: 10 июля 2016 г.
Хусяинов Т. М., Педагогическое мастерство 2016 № 1 С. 59-62
Автор данной работы, на основе данных социологического опроса “Учеба и жизнь студентов в уни-верситете” проведенного в 2014-2015 г., рассматривает причины выбора абитуриентами специаль-ности “Психология” и те преимущества, которые выделяют студенты, обучающиеся на этой спе-циальности. Можно отметить, что основные причины заключаются в высоком интересе к будущей профессии, уверенности в будущей востребованности и разноплановости деятельности психолога. ...
Добавлено: 9 июля 2016 г.