Препринт
Symbolism and Mythology of the Ancients: an Outline of Georg Friedrich Creuzer’s Argument
Сборник включает материалы чтений памяти выдающегося историка-медиевиста П.М. Бицилли (Одесский национальный университет, 28-30 сентября 2009 г.); посвящён исследованию линий преемственности/разлома традиций отечественной академической гуманитаристики
В статье дается обзор истории изучения мифа в XIVIII-XIX вв.
Книга вносит новый вклад в продолжающиеся дебаты политических мыслителей о том, что составляет феномен власти, что отличает ее легитимные формы от нелегитимных. Книга завершается констатацией следующего факта: российский опыт представляет ценный эксперимент, рассмотрение которого позволяет переосмыслить идеи власти и легитимности, а сама идея «Запада» как идеальной модели может быть поставлена под вопрос.
Речь идет об особенностях мифологического языка анакреонтической лирики первой трети XIX века. Проблема рассматривается на материале анализа лирики А. Пушкина, К. Батюшкова и др.
Political communication is often depicted as an exchange of rational arguments among rational individuals. However, in political communication people not only communicate emotionally but also rely on nonrational understandings drawn from mythical representations of various symbols and images. The problem becomes especially acute in the realm of global communiation as nations permanently appropriate the political ideas of modernity. This study investigates how a local newspaper in the USSR during perestorika interpreted the concepts of "democracy" and "market" - two essential components of the discourse of capitalist modernity. Following Roland Barthes's method of deconstructing mythologies, this study shows how the newspaper's interpretations led to a mythologizing of modernity's basic concepts.
В статье речь идет о мифологическом языке русской поэзии. Показывается, как трансформируется содержание мифологического сюжета и значение мифологического образа в различных художественных языках.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.