?
Осмысление и создание поэтики символизма в творчестве Стефана Малларме
Литературоведческий журнал. 2013. № 33. С. 124-142.
Линкова Я. С.
В статье рассмотрены ключевые моменты становления символистской поэтики в творчестве Стефана Малларме, для которого теоретическое обоснование нового представления об искусстве и рассуждения о природе и тайне своего творчества имели первостепенное значение. Анализируются основные статьи поэта «Еретические мысли художника. Искусство для всех», «Кризис стиха» и др., раскрываются основные положения его теории символа, приведшей к созданию нового поэтического языка.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
М. : Intrada, 2018
Энциклопедический путеводитель "Европейская поэтика. XIX век", подготовленный Отделом литературоведения Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН - научное издание , представляющее развитие европейской поэтики XIX века. ...
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Линкова Я. С., / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2015. No. 12.
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Кочековская Н. А., Шаги/Steps 2018 Т. 4 № 3-4 С. 36-58
В статье рассматривается обращение философии и литературной критики ХХ в. к проблеме аллегории и связь этой темы с проблемой темпоральности. Основное внимание уделяется концепциям Вальтера Беньямина и Жиля Делёза, для определения их теоретического контекста и развития в последующие периоды анализируются тексты Э. Блоха, Р. Барта, П. де Мана, Ф. Анкерсмита, Ж. Диди-Юбермана, М. Э. Холли ...
Добавлено: 5 июня 2019 г.
Тарасова М. А., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология 2015 № 5-6 С. 346-350
Статья посвящена анализу потенциальных слов и форм в оригинальной поэзии Н. Скандиаки в сопоставлении с аналогичными словоформами в ее переводах. Подробно останавливаясь на разграничении окказионального и потенциального в языке поэзии, а также вводя новый количественный критерий данного разграничения, автор приходит к выводу, что в языке оригинальной русской поэзии окказиональное превалирует над потенциальным, в переводной – ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Большухин Л. Ю., Александрова М. A., Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература 2018 Т. 15 № 4 С. 590-604
В статье обосновывается понятие «рубежного» текста в лирическом творчестве. Рассматривается особое положение стихотворения «А вы могли бы?» в контексте творческого пути В. В. Маяковского, на фоне так называемого догероического цикла («Ночь»,
«Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу»), где еще нет столь характерного для
поэта грандиозного «я», осознающего себя центром мира, источником творческой воли
к его преображению. «Рубежный» ...
Добавлено: 4 марта 2019 г.
Лагутина И. Н., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал 2019 № 1 (5) С. 189-217
В основе статьи – анализ комментариев «Западно-восточно- го дивана» для нового двуязычного издания, задачей которых являлось рас- крытие внутренней целостности книги, выстроенной на границе восточной и западной культур, и ее метапоэтического сюжета. Сложность комментиро- вания состояла в том, что единый сюжет «нанизан» на каркас из цитат и об- разов восточных поэтов ‒ точных, минимально измененных, ...
Добавлено: 8 марта 2019 г.
Маслов А. А., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология 2018 Т. 17 № 4 С. 59-74
В статье рассматривается один из центральных стихотворных даосских текстов «Древо без корней» («Угэнь шу»), приписываемых магу и бессмертному Чжан Саньфэну. Этот трактат в целостной форме создан не раньше конца XVIIIв. – началаXIXв., причем четыре основных списка текста лишь незначительно отличаются друг от друга. Стихи этого произведения дополнялись и выстраивались таким образом, чтобы сформировать трехэтапную структуру самосовершенствования ...
Добавлено: 21 апреля 2018 г.
Лагутина И. Н., Известия РАН. Серия литературы и языка 2015 Т. 74 № 1 С. 30-40
В статье интерпретируются некоторые мотивы и образы «Западно-восточного дивана» Гете, которые составляют самостоятельный метапоэтический сюжет. Единство книги организуется посредством сюжетного мотива «устного» слова-мифа, лежащего в основе как природной «живой» формы, так и формы поэзии. На границе культур Гете создает художественное пространство, где снимается противопоставление восточного, ускользающего от точного определения поэтического слова, построенного на аллюзиях и ...
Добавлено: 3 марта 2015 г.
Успенский Б. А., Slavica occitania 2015 No. 40 P. 29-33
В статье выделяется ряд особенностей, харатеризующих московско-тартускую семиотическую школу, а именно: стремление ее протагонистов к использованию в своих исследованиях точных методов ; их желание избавиться от присущего гуманитарным наукам субъективизма ; интерес к семиотике культуры ; отказ от идеологических оценок любого рода, а также отсутствие интереса к семиотике как таковой. Для представителей московско-тартуской семиотической школы семиотика была скорее ...
Добавлено: 16 января 2016 г.
Сабашникова А. А., / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Literary Studies". 2015. No. WP BRP 06/LS/2015.
В статье анализируется жанровая природа пьесы Поля Клоделя 1911 года, определенной автором как мистерия. Произведение рассматривается как своего рода жанровый эксперимент, ставший возможным в начале ХХ века благодаря стиранию границ, характерному для символистской драматургии. В сюжете пьесы выделяются два уровня: драматический – собственно фабула, и мистериальный, который выводит описанные события на универсальный уровень, символически вбирает ...
Добавлено: 27 марта 2015 г.
Тарасова М. А., Критика и семиотика 2015 № 1 С. 340-349
Статья посвящена особенностям реализации билингвизма Н. Скандиаки в ее оригинальной поэзии. Особенностью идиостиля Скандиаки является смешение стратегий поэта-билингва и поэта-переводчика. Данные стратегии имеют некоторые отличия, так как практикующий переводчик постоянно сталкивается не просто с двумя языками, но с принципиальными различиями этих языков, которые наиболее отчетливо выступают именно в процессе перевода. В ряде оригинальных текстов Скандиака ...
Добавлено: 10 января 2017 г.
Доронина А. А., В кн. : New Trends in Slavic Studies - 2. : М. : Издательская группа URSS, 2021. С. 421-426.
В статье рассматривается интерпретация Вяч. Ивановым концепта “русская идея”. В частности, демонстрируется философский характер этого концепта путем помещения его в контекст общей теории символизма Вяч. Иванова. Тем самым ставится под вопрос “мистическое” истолкование социально-политических взглядов мыслителя, которое уже при жизни Иванова стало одним из аргументов его критиков. ...
Добавлено: 2 января 2021 г.
Князева Е. Н., Человек 2019 Т. 30 № 4 С. 25-40
В статье обсуждаются формы взаимного влияния теоре- тической биологии Якоба фон Икскюля и философии символических форм Эрнста Кассирера. Хотя Кассирер в значительной мере подчерки- вал отличие мира человека как существа символического от описанного Икскюлем мира животного как организма, поведение которого стро- ится благодаря способности распознавать знаки и сигналы, но именно внимание Кассирера к важному понятию ...
Добавлено: 2 августа 2019 г.
Кантор В. К., Вопросы литературы 2014 № 5 С. 25-61
Достоевский жил в пространстве классики, и в еготворчестве жили Гомер — который дал, по мысли Достоевского, организацию миру древнему, как Христос — новому, Данте, Шекспир, Шиллер, Гете, Бальзак, Пушкин. Он не всегда писал о них, но внутренние переклички смыслов постоянны. Это были ориентиры Достоевского. Впервые точно оценил соотношение Достоевского и Бальзака как культурфилософское Бердяев. По ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Тарасова М. А., Критика и семиотика 2016 № 2 С. 203-216
Статья посвящена анализу пяти русских переводов стихотворения Э.Э. Каммингса, одного из самых выдающихся авангардных поэтов ХХ века. В последнее десятилетие в России наблюдается рост интереса к его стихам, количество переводов которых увеличивается. Автора статьи привлек факт наличия нескольких переводов стихотворения «аnyone lived in a pretty how town», сделанных современными поэтами-переводчиками В. Британишским, Д. Кузьминым, М. ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Ермакова Л. Л., Studia Litterarum 2022 Т. 7 № 1 С. 338-355
Поэта-символиста Вячеслава Иванова и религиозного философа Сергия Булгакова в 1905–1918 годах связывали как деловые, так и дружеские отношения. В 1914 году Вяч. Иванов опубликовал стихотворение «Мать» («Те глыбы, что нежно засыпали гроб…»), с посвящением С. Булгакову. В настоящей статье представлен его анализ с привлечением чернового варианта стихотворения, позволяющего проследить работу творческой мысли поэта. Был выявлен ...
Добавлено: 29 сентября 2021 г.
Исаева А. Н., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Верлен П., Иностранная литература 2014 № 10 С. 234-248
Данная публикация является переводом статьи Поля Верлена, в которой он выявляет особенности поэтики своего великого старшего современника, Шарля Бодлера, и формулирует принципы, которые впоследствии лягут в основу его собственной поэтической манеры. ...
Добавлено: 20 октября 2014 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Успенский П. Ф., Файнберг В. В., Wiener Slavistisches Jahrbuch. Neue Folge 2019 № 7 С. 106-111
The article “The Language of Osip Mandel’shtam’s Armed with the Vision of Narrow Wasps” aims to describe how Osip Mandel’shtam uses literary language in the poem Vooryzhennyi zren’em uzkikh os... (1937) to create its specifi c semantics, which is both complex and extremely easy to understand. The authors demonstrate that complex metaphors in the poem ...
Добавлено: 20 февраля 2020 г.
М. : Канон+, 2014
Авторы сборника пытаются осознать различные грани взаимосвязи искусства двух столетий XIX и ХХ. Эта художественная динамика рассматривается как многоуровневый процесс, в котором находят место оппозиции и сближение, новаторские взлеты и проявление инерции. Кроме анализа произведений изобразительнго искусства и архитектуры читатель найдет в сборнике размышления о литературе, телевидении, кино ...
Добавлено: 9 октября 2014 г.
Skiperskikh Aleksandr Vladimirovich, International journal of experimental education 2008 No. 3 P. 110-111
Добавлено: 21 октября 2014 г.
Фомин И. В., Слово.ру: балтийский акцент 2018 Т. 9 № 2 С. 37-51
Статья посвящена выработке фундаментальной семиотической модели образа на основе категориального аппарата Ч. С. Пирса (рассмотрены понятия Первичности, иконы, гипоиконы и метафоры). С опорой на понятия иконического знака и метафоры предложена общесемиотическая модель образа как комплексной знаковой конструкции (двухуровневой гипоиконы-метафоры), имеющей в качестве своего знакового средства некоторый первичный знак, репрезентующий в качестве объекта все подобные этому ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.