• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

© Высшая школа экономики

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

За шесть недель онлайн-курса студенты постепенно знакомятся с сутью компетентностного подхода. Сначала они узнают о причинах его появления в образовании и общей структуре компетентностей и новой грамотности. Затем подробно разбираются в практиках формирования разных компетентностей и грамотности, проектировании предметных курсов и уроков с учетом этой цели. И наконец, знакомятся с тем, как внедрять эти практики в преподавание, чтобы обеспечить их устойчивость в конкретной школе или вузе.

Идея создания онлайн-курса появилась благодаря выходу одноименного международного доклада под редакцией Марии Добряковой и Исака Фрумина. Авторы этой масштабной работы осмысляют теорию формирования компетентностей в образовании и описывают опыт разных стран по внедрению практик их развития. В написании доклада участвовали эксперты из России, Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Польши и США. Помимо доклада, базой для онлайн-курса послужили исследования и опыт Института образования ВШЭ в области сопровождения процесса внедрения новых практик на уроках, анализа различных факторов, влияющих на развитие социально-эмоциональных навыков, критического мышления, коммуникативной компетентности, а также педагогический опыт шести авторов. Например, девятикратный победитель конкурса лучших преподавателей Вышки Тарас Пащенко, специалист по критическому мышлению, регулярно проводит на своих занятиях академическую дискуссию. 

Тарас Пащенко

«Проводить академическую дискуссию можно на любом предмете, в рамках которого можно сформулировать открытые (проблемные) вопросы, — говорит он. — Является ли 0 натуральным числом? Свет — это волна или частица? Правильно ли жертвовать интересами меньшинства ради великой цели? Почему Печорин — это герой нашего времени? И так далее. Для академической дискуссии важен не столько предмет, сколько сам процесс, побуждающий учащихся задавать вопросы, ставить под сомнение несомненное, подкреплять свою позицию аргументами, находить уязвимые места в чужих аргументах, видеть сильные стороны у позиции, с которой ты сам можешь не соглашаться. Это очень важные компоненты критического мышления, для развития которого академическая дискуссия является одним из лучших инструментов».

Вклад каждого из спикеров онлайн-курса определяется областью его экспертизы. Главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ и автор международного доклада Мария Добрякова вводит в тематику актуальности формирования различных компетентностей в образовании, рассказывает о видах новой грамотности, описывает подходы к проектированию учебных курсов с учетом развития компетентностей. Академический руководитель магистратуры «Педагогическое образование» Мария Лытаева говорит о способах формирования читательской грамотности и коммуникативной компетентности. Заведующая Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании ВШЭ Екатерина Орел рассказывает о практиках развития социально-эмоциональных навыков. Сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ Тарас Пащенко и Надежда Авдеенко говорят о формировании критического и креативного мышления. Научная сотрудница этой же лаборатории Александра Михайлова, имеющая обширный опыт взаимодействия с учителями в различных российских регионах, рассказывает о способах внедрения практик в регулярное преподавание при помощи методики исследования урока.

Александра Михайлова

«Изначально исследование урока разрабатывалось учителями в Японии для повышения эффективности обучения в школах, — объясняет она. — Затем, когда методика стала распространяться по миру (она активно применяется в США, Европе и странах Юго-Восточной Азии), учителя стали использовать ее и для других целей. Например, с помощью данного исследования можно быстро внедрить конкретный подход или практику для реализации на своих уроках целой командой учителей. Исследование помогает понять, как работает тот или иной инструмент на разных предметах, на разных учениках и на разных этапах обучения. Методика позволяет реализовать потребности учеников, они больше вовлекаются в уроки и в предметное содержание».

В создании заданий к онлайн-курсу, помимо авторов, участвовала студентка программы «Педагогическое образование» Александра Гранатурова. Несмотря на то, что онлайн-курс ориентирован на студентов педагогических специальностей, учителей и преподавателей вузов, информация в нем доступна для всех интересующихся образовательной тематикой. Первые две недели онлайн-курса на платформе «Открытое образование» можно пройти бесплатно.

Вам также может быть интересно:

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.