Лытаева Мария Александровна
- ученый секретарь
- Директор центра:Институт образования / Центр поддержки цифрового обучения
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Член Ученого совета НИУ ВШЭ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 25 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2009Ученое звание: Доцент
- 2003Кандидат педагогических наук: Российская академия образования, специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», тема диссертации: Управление процессом порождения устноречевого произведения на основе текста для чтения (немецкий язык, старший этап)
- 1999
Специалитет: Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, специальность «Иностранный язык», квалификация «учитель английского и немецкого языков»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2022)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (апрель 2021)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (апрель 2019)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (март 2019)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2017)
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2022-2024, 2020-2022)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию НИУ ВШЭ (2024-2026, 2018-2020)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2014-2016)
Надбавка за академическую работу (2016-2017, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2009-2010, 2008-2009)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2011-2012)
Полномочия / обязанности
В качестве ученого секретаря:
- организация подготовки заседаний ученого совета НИУ ВШЭ, контроль реализации его решений, координация взаимодействия ученого совета НИУ ВШЭ и структурных подразделений НИУ ВШЭ в соответствии с полномочиями ученого совета НИУ ВШЭ;
- обеспечение организации и проведения конкурсного отбора претендентов на должности профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ.
В качестве директора центра поддержки цифрового обучения: планирование и организация работы по реализации проектов центра.
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Методика преподавания истории в школе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 4 модуль)Рус
- Методика преподавания истории в школе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 5-й курс, 2 модуль)Рус
Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Немецкий язык для профессиональных целей (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Научно-исследовательский семинар "Методы исследования в образовании" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и проектирование учебных материалов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных технологий" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Практическая педагогика" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и проектирование учебных материалов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектная деятельность в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Анализ и разработка учебных материалов (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология исследований в образовании" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Педагогика и психология высшей школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2014 г.: член редколлегии журнала «Просвещение. Иностранные языки».
Конференции
- 2024IV Международная научно-практическая конференция "Диалог культур. Культура диалога в многонациональном городском пространстве" (Москва). Доклад: Проектирование курса "Межкультурная коммуникация" в онлайн-формате: вызовы и решения
- Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе (Москва). Доклад: В поисках баланса: педагогический дизайн для обучения иностранным языкам
- 2023Шестой профессорский форум «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики». (Москва). Доклад: Искусственный интеллект в работе учителя: мода или новая реальность?
- Иностранные языки в межкультурном пространстве: методы исследования и технологии обучения (Москва). Доклад: Универсальный предмет: компетенции XXI века в изучении иностранного языка
- 2022XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Триада стратегий взаимодействия студентов в международном онлайн-курсе по межкультурной компетенции
- 2021FaDaf-Jahrestagung 2021 (Freiburg). Доклад: Международный тандем как средство развития межкультурной компетенции и многоязычия
- 2018Internationale Konferenz "Bildungsbotschafter: Brückenbauer zwischen Ländern" (Тбилиси). Доклад: Kompetenzprofil "Bildungsbotschafter"
- Образовательная конференция-мастерская "Немецкий язык как второй иностранный в российских школах: мотивация, квалификация, реализация" (Тюмень). Доклад: «Преподавание немецкого языка как второго иностранного в различных образовательных условиях»
- Форум учителей и преподавателей немецкого языка (Москва). Доклад: Учебник иностранного языка как модель учебного процесса
- ФОРУМ ПЕДАГОГОВ Г. МОСКВЫ - 2018 "НАДЕЖНЫЙ УЧИТЕЛЬ – НАДЕЖНАЯ ШКОЛА – НАДЕЖНЫЙ ВУЗ". Доклад: Подготовка учащихся к устной части олимпиады по немецкому языку с УМК "Вундеркинды Плюс"
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Подготовка к написанию эссе на примере УМК «Вундеркинды Плюс» для старшей школы.
- 2017Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Немецкий язык как второй иностранный: ключ к успеху найден! Серия «Горизонты» издательства «Просвещение» – самый надежный и простой навигатор для учителя немецкого языка
- Международный образовательный форум "Языковая политика и лингвистическая безопасность" (Нижний Новгород). Доклад: Второй иностранный язык в школе: осознанная необходимость
- 2016Всероссийский съезд представителей ассоциаций немецкого языка (Москва). Доклад: Современные подходы к успешному овладению немецким языком как вторым иностранным
- II Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (Москва). Доклад: Способы формирования читательской грамотности у студентов при обучении иностранному языку
- Всероссийский образовательный форум "Многоязычие в образовании: немецкий - первый второй иностранный" (Москва). Доклад: Открываем "Горизонты": реализация ФГОС в учебниках издательства "Просвещение" по немецкому языку как второму иностранному
- V Форум педагогов города Москвы "Миссия педагога в междисциплинарной образовательной среде: профессионализм и компетентность" (Москва). Доклад: Подготовка к ОГЭ: учитель, ученик, учебник.
- Фестиваль "Учительская книга-2016" (Москва). Доклад: Что дает второй иностранный язык ученику? Возможности и перспективы
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Немецкий язык как второй иностранный: Как сдать экзамен по второму языку лучше, чем по первому?
- 2015Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания (Москва). Доклад: Система упражнений для реализации профессионально-ориентированного обучения в учебнике ИЯ для неязыкового вуза
- III научно-практическая конференция учителей немецкого языка "Теория и практика обучения немецкому языку" памяти академика РАО И.Л. Бим (Москва). Доклад: Роль и место немецкого языка в образовательном пространстве неязыкового вуза
- Профессиональный стандарт педагога (Москва). Доклад: Не для ЕГЭ, а для жизни мы учимся: готовимся к государственным экзаменам с учебниками издательства "Просвещение"
- 2014Научно-практическая конференция памяти академика РАО Инессы Львовны Бим (Москва). Доклад: Формирование универсальных учебных действий при обучении чтению
- 2013Международная научно-практическая конференция «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации», посвященная памяти академика РАО И.Л. Бим. (Москва). Доклад: Профессия – язык – коммуникация: учебник иностранного языка для неязыкового вуза
- XV. Internationale Tagung der Deutschlehrerinnen und Deutschlehrer (Боцен / Больцано). Доклад: Wissen – sprechen – handeln oder das Lehrbuch für den Bachelorstudiengang BWL
- 2012Internationale Konferenz: Sprachenpolitik und Sprachlehre "Mehrsprachigkeit in Gesellschaft, Arbeitswelt und Politik: Neue Herausforderungen an die universitäre Lehre" (Freiburg). Доклад: Fachkompetenz – Fachsprache – Sprachkompetenz im DaF-Unterricht
- Межфакультетская научно-методическая конференция "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах" (Москва). Доклад: Повышение автономии студента при взаимосвязанном обучении чтению и говорению
- Четвёртая Международная научная конференция "Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков" (Санкт-Петербург). Доклад: Роль коммуникативных ситуаций при обучении рецептивным видам речевой деятельности
Публикации60
- Статья Чернобай Е. В., Лытаева М. А. Кто такой педагогический дизайнер: компетентностный профиль и выбор модели подготовки // Вопросы образования. 2024. № 3 (в печати)
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Немецкий язык. 11 класс. Тетрадь-тренажёр. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2024.
- Статья Лытаева М. А., Пестрикова Е. А. Структура академического чтения // Педагогика и психология образования. 2024. № 3 (в печати)
- Книга Lytaeva M. A., Dreut A., Kaskyrbaeva S. Немецкий язык : 6-й класс : Казахстан : учебник. M. : Proswestschenie, 2023.
- Книга Лытаева М. А., Дрейт А., Каскырбаева С. К. Немецкий язык для Казахстана. 6 класс. Книга для учителя. Просвещение, 2023.
- Книга Лытаева М. А., Дрейт А., Каскырбаева С. К. Немецкий язык для Казахстана. 6 класс. Рабочая тетрадь. М. : Просвещение, 2023.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Немецкий язык. 10 класс. Тетрадь-тренажёр. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2023.
- Книга Лытаева М. А. Немецкий язык. Базовый уровень. Учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. М. : Просвещение, 2023.
- Книга Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык: 11 класс: базовый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2023.
- Статья Лытаева М. А., Пестрикова Е. А., Маршакова О. М. Читательская грамотность как образовательный результат основного общего образования // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2023. Т. 112. № 1. С. 143-155. doi
- Книга Лытаева М. А., Каспржак А. Г., Федоров О. Д., Чернобай Е. В. Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете Вып. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 8 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. 5 класс. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. 6 класс. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. М. : Просвещение, 2021.
- Статья Люкина Е. В., Лытаева М. А. Инкрементальное предсказание морфологической парадигмы неизвестных слов русского языка // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 27-41. doi
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 11 класс. Серия "Мой чудесный город". М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Бакирова И. Б. Немецкий язык. Грамматический тренажер. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык: 10 класс. Серия "Мой чудесный город". М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В., Гутброд О. Всероссийские проверочные работы. Немецкий язык. 10 типовых вариантов. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 7 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 5 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 6 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 7 класс. Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 8 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии "Горизонты" 5-11 классы. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Сергеева В. С. Немецкий язык. Единый государственный экзамен. Письменная часть. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Аверин М. М. Немецкий язык. Книга для учителя 10 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Серия "Горизонты". М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А. Немецкий язык. Книга для учителя. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Бим И. Л., Садомова Л. В., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников И.Л. Бим. 2-11 классы. Просвещение, 2019.
- Статья Лытаева М. А., Смирнова Н. В., Нужа И. В. Исследование читательской грамотности студентов в условиях билингвального высшего образования // Педагогика. 2018. № 11. С. 74-86.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ. 9 класс. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2017.
- Статья Ульянова Е. С., Лытаева М. А. Роль коммуникативных ситуаций при обучении аудированию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 147-152.
- Книга Лытаева М. А. Вундеркинды. Немецкий язык. 6 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2016.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. М. : Просвещение, 2016.
- Глава книги Лытаева М. А. Методика формирования читательской грамотности: взаимосвязанное обучение чтению и говорению в неязыковом вузе // В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика / Под общ. ред.: Н. В. Баграмова, Н. В. Смирнова, И. Ю. Щемелева. СПб. : Златоуст, 2016. Гл. 4. С. 61-76.
- Книга Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 10-11 классы. М. : Просвещение, 2016.
- Глава книги Лытаева М. А. Введение (стр. 4-19, 35-37) // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 4-37.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С., Аверин М. М. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015.
- Глава книги Лытаева М. А. Календарное планирование Тематическое планирование Развернутое содержание // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 37-48.
- Статья Лытаева М. А., Нуждин А. А. Развитие читательской грамотности у студентов юридических вузов // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12. С. 303-308.
- Глава книги Лытаева М. А. Рекомендации к проведению уроков // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 48-89.
- Статья Lytaeva M. A. Das Verhältnis zwischen Fach- und Sprachkompetenz im DaF-Unterricht für nichtlinguistische Fachrichtungen in Russland // Deutsch als Fremdsprache. 2014. No. 4. P. 224-233.
- Книга Ульянова Екатерина Сергеевна, Лытаева Мария Александровна. Wirtschaftsdeutsch: durch Theorie und Praxis zum Erfolg/ Немецкий язык для делового общения. M. : Urait, 2013.
- Глава книги Лытаева М. А. Инесса Львовна Бим: Учитель для миллионов // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 200-204.
- Глава книги Лытаева М. А. К вопросу о развитии умений академического письма на немецком языке. // В кн.: Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в школе и вузе: материалы Всероссийского форума учителей и преподавателей иностранных языков. (12, 56 а.л.) / Рук.: Г. Н. Россихина. Брянск : Курсив, 2012. С. 105-118.
- Глава книги Лытаева М. А. Повышение автономии студента при взаимосвязанном обучении чтению и говорению // В кн.: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 33-40.
- Глава книги Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Роль коммуникативных ситуаций при обучении рецептивным видам речевой деятельности // В кн.: Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков (статьи и материалы четвертой международной научной конференции). Том 1 Т. 1. СПб. : Государственная полярная академия, 2012. С. 298-303.
- Глава книги Лытаева М. А., Солдатова Л. А. Секционная технология как один из видов проектной методики // В кн.: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 188-194.
- Статья Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178-201.
- Книга Бим И. Л., Садомова Л. В., Lytaeva M. A. Рабочая тетрадь к учебнику "Немецкий язык. 10 класс" для общеобразовательных учреждений. M. : Proswestschenie, 2010.
- Книга Садомова Л. В., Бим И. Л., Рыжова Л. И., Лытаева М. А. Рабочая тетрадь к учебнику "Немецкий язык 11 класс" для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2007.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Маршакова О. М. Саморегулируемое обучение студентов академическому письму в условиях развития генеративного искусственного интеллекта (aспирантура: 2-й год обучения)
- 2Пестрикова Е. А. Способы формирования грамотности академического чтения в бакалавриате (aспирантура: 3-й год обучения)
Информация*
- Общий стаж: 29 лет
- Научно-педагогический стаж: 25 лет
- Преподавательский стаж: 22 года
Работа по совместительству
Секретарь Научно-методического совета по иностранным языкам ФИПИ (2016 г. - 2021)
Руководитель рабочей группы по немецкому языку комиссии по разработке контрольных измерительных материалов, используемых при проведении ГИА по иностранным языкам, старший научный сотрудник ФИПИ (2019 г. - 2021)
Член жюри регионального этапа ВОШ по немецкому языку (2014 г. - наст. время)
Участие в проектах
2017 г. - 2019 г. - член группы разработчиков "Концепции преподавания предметной области "Иностранные языки" в Российской Федерации" (Российская академия образования)
2017 г. - по наст. время - координатор проекта Международный сетевой онлайн-университет от НИУ ВШЭ https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/inu.html
Оппонирование на защитах диссертаций
2015: Базина Н.В. "Социокультурные аспекты формирования аудиовизуальных умений в условиях изучения немецкого языка как второго иностранного" (специализированный вуз, направление подготовки 42.03.02) МГУ им. М.В. Ломоносова (26.05.2015)
2013: Кашенкова И.С. "Методика обучения студентов директивным речевым актам в политическом дискурсе с позиции межкультурного подхода" (направление подготовки 031900 - международные отношения) Московский государственный университет им. М.А. Шолохова (13.10.2013)
2012: Ионова А.М. "Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода" (направление подготовки 031900 - международные отношения) Институт содержания и методов обучения РАО (29.03.2012)
Вебинары издательства "Просвещение"
30.05.2018 Преодоление языкового барьера и формирование навыков устной речи на основе УМК «Вундеркинды Плюс для 10–11 классов» в программах преподавания немецкого языка как первого иностранного. Вебинар В. В. Шибалина https://www.youtube.com/watch?v=a8DcNUYlnqA&feature=youtu.be
26.12. 2018 Формирование устойчивой мотивации к изучению немецкого языка как второго в старшей школе https://www.youtube.com/watch?v=K07VFaVAE0U&feature=youtu.be
24.04.2018 Формирование лексико-грамматических навыков на примере УМК «Горизонты» https://www.youtube.com/watch?v=xfl7-jHFZUE&feature=youtu.be
21.06.2017 Ключ к успеху найден (часть первая): новый двухуровневый учебник по немецкому языку для старшей школы «Вундеркинды Плюс» для 10—11 классов Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=FDKWq1VkfO0&feature=youtu.be
26.06.2017 Das Projekt krӧnt das Werk — проектная деятельность в учебнике по немецкому языку как второму иностранному «Горизонты» для 10—11 классов Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=m0ABcFmOtwI&feature=youtu.be
Мы пойдём другим путём: как построить индивидуальную образовательную траекторию? (учебник по немецкому языку как второму иностранному «Горизонты» для 10—11 классов) Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=hwZ-MdWgvNc&feature=youtu.be
11.05.2017 „Ohne Prüfung kein Preis“: готовимся к итоговой аттестации с УМК «Горизонты» Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/407345/record/417555
13.04.2017 Когда дети не боятся говорить по-немецки (на примере УМК «Горизонты») Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/359207/record/369835
05.02.2016 Подготовка к ОГЭ по немецкому языку с УМК «Горизонты» издательства «Просвещение» Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/681517
21.12.2015 «Не для ЕГЭ, а для жизни мы учимся: как оптимизировать подготовку к государственным экзаменам» Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/660589/
12.12.2014 «Проектная деятельность как инструмент для формирования универсальных учебных действий на основе материалов УМК «Немецкий язык. 10–11 классы» авторов И.Л. Бим и др.» Запись вебинара: http://my.webinar.ru/record/401084
24.10.2014 "Сдаем ГИА (ОГЭ) по немецкому языку с УМК "Горизонты" Запись вебинара: http://my.webinar.ru/record/361634/
Проведение мероприятий по повышению квалификации
22.06. - 23.06.2020 Институт им. Гёте. Семинар "Организация индивидуализации обучения при помощи УМК «Горизонты» " в рамках Летней онлайн-академии для учителей немецкого языка
06.06. - 08.06 2018 г. Симферополь, г. Ялта, г. Севастополь. Семинары для учителей республики Крым: "Особенности подготовки к ЕГЭ с УМК "Вундеркинды Плюс" для 10-11 классов", "Почему для преподавания второго иностранного языка нужен специальный учебник? УМК "Горизонты" из-ва Просвещение"
03.10. - 04.10. 2017 г. Петрозаводск. 07.11. - 08.11.2017 г. Великий Новгород. 19.12. - 20.12.2017 г. Псков - семинары для учителей немецкого языка: "Проектирование немецкого языка как второго иностранного в зависимости от условий обучения" и "Дифференциация и индивидуальзация обучения с УМК "Вундеркинды Плюс".
11.07.2017 - 12.07.2017 п. Листвянка Иркутской области. Программа подготовки экспертов ресурсных центров в рамках проекта «Немецкий – первый второй иностранный» для представителей 34 регионов РФ. Организатор: Институт имени Гёте в Москве. "Реализация требований ФГОС в УМК "Горизонты" издательства Просвещение".
03.05 - 04.05.2017 - г. Санкт-Петербург. Семинары для учителей немецкого языка города и Ленинградской области: "Kompetenzorientiert unterrichten", "Реализация требований ФГОС в новой линии УМК по немецкому языку "Вундеркинды плюс"
12.12.2016 - г. Омск. Семинар для учителей немецкого языка: "Особенности обучения немецкому языку как второму иностранному с учебниками издательства "Просвещение"
14-15.09.2016 - г. Новосибирск, г. Кемерово. Семинар для учителей немецкого языка: "Подготовка к государственным экзаменам с пособиями издательства "Просвещение" по немецкому языку"
11.04.2016 - г. Санкт-Петербург, Гёте - Институт . Семинар для учителей немецкого языка города и области: "Открываем "Горизонты": учебники по немецкому языку как второму иностранному издательства "Просвещение".
28.03.2016 - 15.04.2016 г. Москва, издательство "Просвещение". Курс повышения квалификации для учителей оразовательных организаций: "Учитель немецкого языка сегодня: профессиональные компетенции и новые технологии преподавания". Проведение мастер-классов, вебинаров, консультаций. http://old.prosv.ru/academy/deutsch_courses.html
03.02.2016 г. Самара. ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет". Семинар для преподавателей "Инновационные технологии в образовании"
12.10.2015 г. Уфа. Семинар издательства "Просвещение" для учителей республики Башкортостан. "Немецкий язык как второй иностранный: осознанная необходимость"
05.03.2015 г. Череповец. ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет». Семинар для преподавателей "Современные образовательные технологии: опыт практического применения"
Организация конференций
Член организационного и программного комитетов конференций Департамента иностранных языков: Первой международной научно-практической конференции ДИЯ "Иностранные языки в науке и образовании" и Второй международной научно-практической конференции ДИЯ «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика», "Третьей международной научно-практической конференции ДИЯ «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика»: https://lang.hse.ru/croscom/2017/ , "Четвертой междунарожной научно-практической конференции ДИЯ "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: язык, образование, культура": https://lang.hse.ru/croscom/2018/
Член организационного комитета: Всероссийская конференция «Кадровые резервы университетов» (2014 и 2016 гг)
В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству
Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.
Галина Олеговна Бабкова, Екатерина Михайловна Болтунова и Мария Александровна Лытаева приняли участие в Третьем Национальном форуме преподавателей истории.
4-5 октября 2024 года в Тюмени прошел Третий Национальный форум преподавателей истории.
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ
Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.
«Девять заповедей» работы с ИИ и агробиотехнологии: как прошел Ученый совет ВШЭ
26 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. На нем было принято решение об открытии в университете базовой кафедры Группы компаний «ЭкоНива», а также утверждена Декларация этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта в НИУ ВШЭ — впервые в практике российской высшей школы.
НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ
Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.
В поисках баланса: педагогический дизайн для обучения иностранным языкам
19 апреля директор ЦПЦО Мария Лытаева и ведущий эксперт Елена Люкина выступили с докладами на V конференции «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе», которая прошла в МГИМО.
«Важно и сейчас сделать свой вклад в общее дело»
Конференция работников и обучающихся состоится уже завтра. А пока рассказываем о том, как проходили выборы делегатов и кандидатов в избираемую часть Ученого совета НИУ ВШЭ на факультете мировой экономики и мировой политики (ФМЭиМП).
Проектирование курса "Межкультурная коммуникация" в онлайн-формате: вызовы и решения
29 февраля директор ЦПЦО Мария Лытаева и ведущий эксперт Елена Люкина приняли участие в IV Международной научно-практической конференции «Диалог культур. Культура диалога в многонациональном городском пространстве» (DCCD’24), которая прошла в институте иностранных языков Московского городского университета.
В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции
29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.
First Graduates of Institute of Education Joint Programme Receive Diplomas
In 2021, HSE University was involved in the launch of two joint master’s programmes. The first was implemented by Pskov State University and the HSE University Institute of Education. The second was a joint project between the Institute of Education and the ‘Investment to the Future’ charitable foundation created by Sberbank. The first graduation ceremonies for both programmes took place on July 4. The graduands were awarded their master’s diplomas by HSE University Rector Nikita Anisimov, Pskov State University First Vice Rector Olga Serova, and Director of Projects at the Investment to the Future foundation Ekaterina Yadova.
Первые выпускники сетевых программ Инобра ВШЭ с ПсковГУ и Благотворительным фондом Сбербанка получили дипломы
В 2021 году при участии Вышки были запущены две сетевые магистерские программы. Первая — с Псковским госуниверситетом при поддержке Института образования ВШЭ. Вторая — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». 4 июля на программах состоялся первый выпускной. Дипломы магистрам вручили Никита Анисимов, ректор Высшей школы экономики, Ольга Серова, первый проректор ПсковГУ, и Екатерина Ядова, директор проектов в Благотворительном фонде Сбербанка «Вклад в будущее».
ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Старт года академического кадрового резерва – 2023
10-12 февраля новые резервисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода приняли участие в семинаре «Эффективные стратегии профессионального развития в академическом мире»
Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
Презентация нового учебного пособия А.А. Сизовой по китайскому языку для школьников
20 декабря 2022 года на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась презентация нового компонента известной линии учебно-методических комплектов по китайскому языку для 5-11 классов «Время учить китайский!». Руководитель авторского коллектива линии УМК, ведущий автор издательства «Просвещение» по китайскому языку, заместитель руководителя Школы востоковедения ФМЭиМП НИУ ВШЭ Александра Александровна Сизова представила свое новое учебное пособие по грамматике китайского языка для юных китаеведов.
Опубликованы материалы V Всероссийской конференции «Кадровая политика университетов»
20-21 октября 2022 года в Вышке прошла V Всероссийская конференция «Кадровая политика университетов: современные форматы профессионального развития сотрудников», направленная на поиск и осмысление практик развития человеческого потенциала.
Кадровый резерв
15 лет – 15 историй (часть 1)
Консультанты по преподаванию в цифровой среде впервые собрались очно на выездной сессии
В июне в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» в рамках проекта Teach for HSE, направленного на развитие преподавательского мастерства в Вышке, состоялась выездная сессия консультантов по преподаванию в цифровой среде. Участники встречи представили результаты своей работы за последние полгода.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Развитие навыков планирования карьеры в университете и академического английского языка
26 февраля прошли мастерские по планированию академической карьеры и модуль по английскому языку
Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы
В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».
The HSE Look July Issue
The third issue of 2021 presents interviews about HSE University's new Master's standard.
В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»
В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.
Чтоб живейшие и лучшие мечты не гибли средь житейской суеты
В 2021 году в России появятся международные курсы повышения квалификации для директоров школ – их разрабатывают Инобр и Гёте-институт, немецкая неправительственная организация, работающая в сфере образования и культуры во всем мире. На курсах управленцы смогут перенимать опыт немецких коллег по нескольким направлениям, в частности – как развивать в своих школах проектное обучение, 4К-программы и иностранные языки. Соглашение о разработке концепции курсов подписано накануне Нового года.
В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту
Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.
Старт года академического кадрового резерва – 2020
28 февраля – 1 марта новые резервисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода приняли участие в семинаре «Эффективные стратегии профессионального развития в академическом мире»
Осенняя пора… выездных семинаров академического кадрового резерва Вышки…
25-27 октября резервисты, выпускники и эксперты кадрового резерва приняли участие в семинаре – «Проектная деятельность студентов в современном университете: зачем это нужно и как её организовать», который прошёл в учебном центре Вороново.
Мария Юдкевич вручила благодарности выпускникам академического кадрового резерва Вышки
28 мая в теплой неформальной обстановке проректор Мария Юдкевич вручила команде наставников благодарности за многолетнее сотрудничество и вклад в развитие группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ
Старт года академического кадрового резерва – 2019
8-10 февраля в Учебном центре «Вороново» прошел стартовый выездной семинар академического кадрового резерва «Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире». В нем приняли участие около 100 резервистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода, впервые вошедших в программу кадрового резерва в 2019 году.
Выездной семинар для новых участников академического кадрового резерва
25-27 мая молодые преподаватели и исследователи Вышки приняли участие в работе семинара «Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире».
Преподаватели Вышки освоили приемы актерского мастерства
Навыки публичного общения, участия в открытых дискуссиях, работы с большими аудиториями являются обязательными профессиональными качествами вузовского преподавателя. Но эти же умения присущи актерам — лекционная кафедра и театральные подмостки, в данном смысле, имеют сходство. В течение пяти месяцев для кадрового резерва ВШЭ проводилась учебная программа «Театральная кухня педагогического мастерства».
Первый КАДР: история начинается
15-17 мая 2015 года Административный кадровый резерв Вышки собрался на первый установочный выездной семинар «Первый КАДР» в учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ. Основная цель Административного кадрового резерва — создание сообщества администраторов университета, активно участвующих в жизни вуза, умеющих выстраивать горизонтальные связи и обладающих опытом решения совместных задач с коллегами из различных подразделений Вышки.
В галерее будущих исследований
28-30 сентября в Подмосковье прошел семинар кадрового резерва ВШЭ «Специфика междисциплинарных исследований и организация междисциплинарных научных семинаров», в котором приняли участие резервисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Перми.
Академическое письмо: по-английски без чопорности
В Вышке в течение полугода действует Academic Writing Center. О работе подразделения и планах его развития рассказывает руководитель центра Женя Бакин.