• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

© Высшая школа экономики

 

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Проблемы общие, решения разные

Евгений Терентьев

«Мы говорили о проблемах вузов в странах БРИКС и вариантах их решения, — рассказал Евгений Терентьев, директор Института образования ВШЭ. — Планируем вместе исследовать, обмениваться лучшими практиками и открывать совместные программы, таким образом создавая общее образовательное поле».

Неравенство в доступе к образованию стало ключевой темой обсуждения. Это общая проблема для стран БРИКС: везде есть регионы, особенно сельские, где сложно получить хорошее образование из-за нехватки школ, учителей и оборудования. Участники обсудили, как исследования в этой области могут помочь разработать стратегии по преодолению неравенства и развитию человеческого капитала.

Эксперты отметили, что важно учитывать культурные особенности каждой страны. В Китае, например, студенты редко задают вопросы из-за традиций, а в Индии доступ к образованию ограничен кастовой системой. Это показывает, что для борьбы с неравенством нужны гибкие подходы, учитывающие специфику каждой страны.

Будущему нужен STEM

Страны БРИКС активно развивают инженерное образование, понимая, что технологические профессии играют ключевую роль в будущем экономическом росте. Во время летней школы одна из участниц представила исследование, в котором сравнила учебные программы инженерных вузов России и Китая. В Китае обучение ориентировано на практику и сотрудничество с реальными предприятиями, тогда как в России акцент — на фундаментальные теоретические знания.

 

Тем не менее во всех странах сохраняется общая проблема разрыва между программами вузов и запросами работодателей. Как отметил Евгений Терентьев, «университеты адаптируются медленно, а рынок труда меняется быстро». Это особенно заметно в технологических профессиях, где знания устаревают буквально в течение года. Это означает, что высшим учебным заведениям необходимо не только оперативно пересматривать свои программы, но и активно взаимодействовать с индустрией, чтобы готовить специалистов, востребованных сейчас, а не в прошлом десятилетии.

Границы вузам не нужны

Пандемия и мировая напряженность последних лет осложнили международное сотрудничество в образовании. Лиджоу Ванг из университета Токио отметила, что новые ограничения затруднили обмены между вузами разных стран.

В ответ на эти вызовы ученые предложили идею «интернационализации на дому». Она позволяет студентам участвовать в международных лекциях и семинарах онлайн, оставаясь в своей стране. Такой подход открывает доступ к обучению у ведущих мировых преподавателей и дает возможность взаимодействовать с зарубежными коллегами без проблем с визами и лишних расходов на поездки.

На школе также обсудили идею единой системы признания дипломов БРИКС. Это упростит трудоустройство выпускников в любой стране объединения и повысит ценность их дипломов на мировом рынке труда. Такой шаг усилит академическую мобильность и расширит сотрудничество между странами БРИКС.

Сильные игроки на образовательном поле

Сотрудничество в образовании между странами БРИКС дает реальные преимущества. Во-первых, это масштаб: 40% мирового населения живет в этих странах, что создает большие возможности для обмена знаниями. Во-вторых, разнообразие: образовательные системы в странах БРИКС сильно различаются, что помогает находить новые, интересные решения. И, наконец, амбиции: страны готовы пробовать разные подходы и быстро реагировать на изменения.

«Мы планируем создать совместную лабораторию для исследований в высшем образовании», — рассказал Евгений Терентьев. Это позволит странам БРИКС делиться опытом, улучшать свои образовательные системы и лучше подготавливать студентов к будущим вызовам.