• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современный ученый должен владеть иностранным языком и публиковаться в международных журналах

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

8 декабря в Москве состоялся III Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России», в котором принял участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил пока не распространять систему квалификаций на всех работников бюджетной сферы и усилить требования к квалификации исследователей.

Национальная система квалификаций создается в России в соответствии с майским указом президента 2012 года. Суть ее в том, что объединения работодателей разрабатывают профессиональные стандарты — требования к специалистам того или иного профиля, а также создают независимые центры оценки квалификаций. В этих центрах любой желающий может сдать профессиональный экзамен и получить документ, подтверждающий квалификацию. Уже принято 1087 профессиональных стандартов, создано 156 независимых центров оценки в разных отраслях.

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что результаты этой работы успешны, что «был совершен прорыв». По ее мнению, «Национальная система квалификаций создает новые возможности для системы образования, рынка труда и каждого работника». Президент НИУ ВШЭ, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин рассказал, что в 2016-2017 годах в пилотных проектах по созданию инфраструктуры Национальной системы квалификации участвовали 23 региона.

Выступая на форуме, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что профессиональные квалификации в России очень молоды, и в разных отраслях накоплен как позитивный, так и негативный опыт их формирования и применения. В таких отраслях, как сварка или вертикальный транспорт (лифты, подъемники и проч.), работодатели быстро объединились, приняли профессиональные стандарты для рабочих профессий и открыли центры оценки квалификаций. Но есть примеры, когда необходимость регулирования рынка квалификаций вызывает сомнения в образовательном или профессиональном сообществе, а иногда в них обоих.

В частности, возникает вопрос, как соотносится система аттестации научно-педагогических кадров c системой профессиональных квалификаций. По мнению ректора НИУ ВШЭ, не стоит пытаться распространять систему квалификаций (во всяком случае, в том виде, в каком она существует сегодня) на всех работников бюджетной сферы. В образовании, равно как и в медицине, уже существуют отраслевые традиции, и они более развиты, чем предлагаемая рамка профессиональных квалификаций. И здесь возможны два решения: или не затрагивать их Национальной системой квалификаций, или сохранять сложившиеся системы и включать туда новшества, которые профессиональное сообщество считает необходимыми.

Один из характерных примеров — профессия исследователя. Современный ученый должен владеть иностранным языком, публиковаться в международных журналах и быть встроенным в глобальное академическое сообщество, но в формальных требованиях Минобрнауки России и ВАК эти требования пока отсутствуют. По мнению Ярослава Кузьминова, их можно включить в действующую отраслевую систему квалификаций.

Национальная система квалификаций может способствовать росту качества среднего профессионального образования. Получать его приходят выпускники 9 и 11 классов, ориентированные на получение конкретной квалификации и быстрый заработок, но качество их подготовки, их соответствие требованиям рынка труда оставляют желать лучшего. Однако теперь обучение в техникуме может завершаться независимым профессиональным экзаменом. Такие экзамены организуют советы по профессиональным квалификациям — объединения работодателей конкретных отраслей, и дипломы, которые получают выпускники, являются сигналами на рынке труда, свидетельствуют о востребованности их обладателей в профессиональном сообществе.

При этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски некорректного применения профессиональных стандартов

При этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски некорректного применения профессиональных стандартов. Недопустимо включать тексты профессиональных стандартов в образовательные стандарты, так одному образовательному стандарту может соответствовать несколько десятков профессиональных стандартов (например, выпускники образовательных программы вузов по направлению «Экономика» могут работать бухгалтерами, аудиторами, аналитиками и т.д.). Здесь все зависит от специализации вуза и конкретной образовательной программы. Ректор НИУ ВШЭ рекомендовал изменить формулировку части 7 статьи 11 закона «Об образовании в Российской Федерации», чтобы ФГОС профессионального образования разрабатывались с учетом профессиональных стандартов, а примерные основные образовательные программы в своей профильной части — на основе профессиональных стандартов при наличии таковых.

Ярослав Кузьминов также высказался о нецелесообразности создания профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Попытки разработать такой универсальный стандарт уже предпринимались прежним составом Минобрнауки России, однако требования получались слишком общими, без учета специфики образования, и их можно было предъявить руководителю почтового отделения или капитану крейсера. По мнению ректора НИУ ВШЭ, будут полезны отдельные профессиональные стандарты руководителей системы общего образования (например, директора школы или заведующего детским садом), а вот стандарт для ректоров вузов вряд ли нужен. Вузы есть в разных отраслях, и руководство каждой отрасли должно иметь свободу в формировании и оперативном изменении требований к своим ректорам.

По мнению Ярослава Кузьминова, также необходимо усилить методическое и организационное обеспечение деятельности федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) и отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК) для более эффективной работы по актуализации и согласованию образовательных стандартов. Из-за нехватки подготовленных методистов страдает качество образовательных стандартов, некоторые из которых по 3-4 раза проходят согласование с объединениями работодателей. Ректор НИУ ВШЭ предложил Министерству образования и науки РФ создать 2-3 методических центра, специалисты которых помогали бы ФУМО и СПК в разработке необходимых документов.

Вам также может быть интересно:

Многие профстандарты могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда

Такое мнение высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

Профессиональные стандарты должны быть понятны всем

11 декабря Институт занятости и профессий ВШЭ совместно с Институтом государственного и муниципального управления ВШЭ провел круглый стол на тему «Профессиональные стандарты: информационные ресурсы и инструменты для разработки и применения». Обсуждался вопрос о создании портала «Мир профессий», главная задача которого — помочь гражданам в профессиональном самоопределении и развитии.

Работа над профессиональными стандартами пойдет быстрее

При Президенте России создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, в который вошли три представителя ВШЭ: Александр Шохин (председатель), Федор Прокопов (заместитель председателя) и Ярослав Кузьминов. Одна из задач Совета — проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов и выработка предложений по их совершенствованию. Что представляют собой профессиональные стандарты и зачем они нужны, разъяснил декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов.

Назад в ПТУ?

19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.

«Настало время задать более высокую планку»

Продолжается работа Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента, учредительная конференция которой состоялась в сентябре этого года в ВШЭ. О задачах ассоциации, о выстраивании отношений с государством и бизнесом, о критериях оценки и сравнения вузов рассказывает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников.