• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Многие профстандарты могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда


Такое мнение высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании рабочей группы по применению профстандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Выступая на заседании, Ярослав Кузьминов, являющийся руководителем данной рабочей группы, обозначил ряд проблем, которые необходимо решить, чтобы в системе профессионального образования появились качественные образовательные стандарты и программы. Он рассказал о первых профстандартах, которые разрабатывались в рамках государственных заданий и по которым был предложен целый ряд неудачных решений.

Это касается, например, профстандарта «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам». «Сейчас требуют, чтобы у него была ученая степень, но все понимают, кто такой специалист по НИОКР —  это человек, который носит бумаги», — отметил Ярослав Кузьминов. Другой пример неоправданных требований можно найти в стандарте «Педагог профессионального образования», который запрещает доцентам преподавать на программах магистратуры и аспирантуры. Ряд таких профстандартов уже отменен (например, «Специалист по педиатрии»). Но в отсутствии совета по профессиональным квалификациям (СПК) нужно, чтобы процесс отмены некачественных профессиональных стандартов инициировал Национальный совет совместно с министерством труда и социальной защиты.

Другая проблема, которую обозначил Ярослав Кузьминов, состоит в том, что около 140 профстандартов формально закреплены за ВНИИ труда Минтруда России. Данная организация не может качественно следить за применением и актуализацией стандартов. Нужно решать вопрос или об их закреплении за ответственными организациями (СПК, органами власти), или отменить их как невостребованные. Например, «Специалист по работе с семьей» — стандарт хороший и нужный, но некому сопровождать его применение, в том числе для независимой оценки квалификаций и актуализации соответствующих образовательных стандартов.

Как руководитель рабочей группы ректор ВШЭ также заострил внимание на системе образования и отметил, что необходимо ставить перед федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) четкие задачи по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и сопровождать их деятельность. Даже среди членов ФУМО не хватает качественных методистов по актуализации образовательных стандартов и примерных программ, отчего страдает качество стандартов. Ряд ФГОС по несколько раз проходят согласование с СПК и советом по ФГОС, а это значит, что нет квалифицированных коллег, которые могут их актуализировать. Поэтому нужно создать методические центры для ФУМО высшего и среднего профессионального образования (минимум по одному на уровень). Эти центры должны на постоянной основе заниматься информационной и методической поддержкой деятельности ФУМО по актуализации ФГОС, координировать их работу, осуществлять сбор информации об образовательных стандартах и программах.

Ярослав Кузьминов выразил обеспокоенность, что Минобрнауки до сих пор не утвердило новые рекомендации по актуализации ФГОС и примерных программ высшего образования. Проект более года назад был разработан с участием рабочей группы НСПК и активно используется, но формально рекомендации не утверждены. Ярослав Кузьминов подчеркнул, что было бы полезно, если бы коллеги его утвердили и выпустили этот документ.

Еще один аспект, к которому привлек внимание ректор ВШЭ — это советы по профессиональным квалификациям. Самая большая ошибка состоит в том, что проекты ФГОС направляются на экспертизу специалистам-практикам, не знакомым со спецификой профессионального образования, и в результате они пишут невыполнимые рекомендации, которые не учитывают всю фундаментальную основу образования. Ярослав Кузьминов предложил остановить такую практику и специально готовить экспертов для оценки ФГОС, создавать рабочие группы, в том числе привлекая в них ведущие отраслевые вузы.

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики и WorldSkills Russia подписали соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики и WorldSkills Russia и договорились об объединении усилий для развития профессиональных компетенций и внедрения лучших мировых практик в систему профессионального образования.

Современный ученый должен владеть иностранным языком и публиковаться в международных журналах

8 декабря в Москве состоялся IIIВсероссийский форум «Национальная система квалификаций России», в котором принял участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил пока не распространять систему квалификаций на всех работников бюджетной сферы и усилить требования к квалификации исследователей.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

1,5

Во столько раз надо увеличить зарплату преподавателей московских профессиональных колледжей и техникумов, чтобы привлечь на работу «идеального преподавателя». Так считают руководители этих учебных заведений.

28%

российских вузов ощущают «острую конкуренцию» на рынке образовательных услуг.

Профессиональные стандарты должны быть понятны всем

11 декабря Институт занятости и профессий ВШЭ совместно с Институтом государственного и муниципального управления ВШЭ провел круглый стол на тему «Профессиональные стандарты: информационные ресурсы и инструменты для разработки и применения». Обсуждался вопрос о создании портала «Мир профессий», главная задача которого — помочь гражданам в профессиональном самоопределении и развитии.

55%

россиян в возрасте 25-64 лет, имеющих профессиональное образование, считают, что их текущая деятельность частично или полностью совпадает с полученной специальностью.

35%

родителей отмечают, что их дети учатся в профессиональных лицеях, колледжах или училищах потому, что им надо скорее «встать на ноги» и начать приносить деньги в семью.

Работа над профессиональными стандартами пойдет быстрее

При Президенте России создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, в который вошли три представителя ВШЭ: Александр Шохин (председатель), Федор Прокопов (заместитель председателя) и Ярослав Кузьминов. Одна из задач Совета — проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов и выработка предложений по их совершенствованию. Что представляют собой профессиональные стандарты и зачем они нужны, разъяснил декан факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов.

Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы

Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза на семинаре ИРО в ВШЭ.