?
Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. Т. 57. № 1. С. 260-271.
The said article is devoted to the investigation of personality intellect attitude capable of cultural innovations. Attitudes for knowledge, understanding, interpretation, dialogue, reflection, wit and creation are taken into account in the article. The article also grounds that in its harmonious development, two-way influence and in the integrating role of the attitude for creation they add to the personality a creative quality and status of a peculiar thinker. The article under lines as well that a system of mature intellectual attitudes makes it possible for the personality to disclose cultural potential and to define cultural trends individually.
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2007 Т. 52 № 4 С. 209-219
Перспективной стратегией развития отечественной персонологии выступает разработка культурно-психологического подхода к личности. Одной из его версий является научное направление, названное нами культурная психология личности. В контексте данного направления подчеркивается значение тех культур, где идеи «личности» и «индивидуальности» исторически приобрели высочайшую ценность, воплощаясь в способах жизни людей, в философии, искусстве, литературе, гуманитарных науках и психологических теориях личности. ...
Added: December 6, 2012
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1(77) С. 142-154
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития философских трактовок смысла: от аналитической семантики и неокантианства через герменевтику, феноменологию, философию жизни и культуры ...
Added: December 20, 2014
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 С. 55-69
Статья посвящена разработке моделей развития самоотношения личности на основе реконструкции и синтеза идей онтологических концепций С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили. Обосновывается, что при персонологическом преломления онтологии раскрывается мощный источник формирования и саморазвития отношения к себе. Это творческий диалог личности с «другими» и с собой, осуществляемый в единстве действенно-поступковой, рефлексивной и феноменологической практики. ...
Added: October 10, 2012
Starovoytenko E. B., М. : Академический проект, 2015
The book of professor Starovoytenko generalizes the long-term work of author which dedicated to implementation of innovative scientific and educational project of Personology as the "science of synthesis". Perspective format of personality psychology which consists of hermeneutics of “culture texts”, fundamental theory, counseling practices and models of personal self-consciousness is grounded. Relying on tradition of ...
Added: March 19, 2015
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 № 2 С. 141-153
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития фило софских трактовок смысла—от аналитической семантики и неокантианства через герменевти ку, феноменологию, философию жизни и ...
Added: April 28, 2014
Semenov I. N., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Added: June 7, 2017
Starovoytenko E. B., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 408-432
The article presents the result of the application of the hermeneutical, reconstruction and modelling methods in studying the problem of the multi-aspect productivity of the personality relation to Other. Based on the hermeneutical analysis and synthesis of the relevant ideas by Sergey Rubinshtein, Mikhail Bakhtin, Martin Buber, Paul Tillich, Maurice Merleau-Ponty, Donald Winnicott, Jacques Lacan, for ...
Added: November 15, 2017
Starovoytenko E. B., Isaeva A. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2016 № 4 С. 741-762
The studies on personal relationships differ by the large diversity of the topics touched, methodological and theoretical approaches, empirical results and significant differences in practical value of discovered ideas and developed methods. The important gap is found among these studies though. This gap lies in construction of strict and holistic psychological models of relationships as ...
Added: September 5, 2016
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Added: November 29, 2012
Isaeva A. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 76 № 4 С. 204-213
Ways of achieving and integration of personological knowledge about oppositions as a phenomenon of individual life and methods of its cognition are developed. Mythology, literature, philosophy, theoretical and experimental psychology are given as sources of hermeneutical research. Phenomenon of oppositions is described as the ontological and cultural universalia: objective, linguistic, semantic, psychic one. Various facets ...
Added: November 15, 2013
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 74 № 2 С. 71-85
«Attainment of oneself» has not been systematically examined in psychology. Since that, the paper is aimed to reveal the importance of studying it in actual sociocultural context and the humanities. The «attainment of oneself» is considered as holistic, mediated by reflection “I” abilities realization in the field of leading life relationships. «New pesronology» is research ...
Added: September 14, 2013
Starovoytenko E. B., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Added: October 10, 2012
Semenov I. N., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Added: March 24, 2015
Semenov I. N., Pavlov I., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
The article presents epistemological and methodological analysis of biography and psychological and pedagogical ideas of the famous scientist-humanistician of Silver Age of the Russian culture Konstantin Ventsel. The paper provides characteristics of the philosophical and pedagogical theory of liberal education and pedagogical practice of liberal school developed by Ventsel from the point of view of ...
Added: September 12, 2017
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Added: November 26, 2012
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
In this work the problem of learning and development of creativity with a view to the position of reflexive psychology, akmeology and pedagogics in the context of the human capital analysis in the conditions of modern society globalization is raised. The theme is urgent from the practical point of view in demand of a creative ...
Added: October 8, 2012
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Starovoytenko E. B., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
The paper discusses the problem of personality development in its reflexive aspect and realization of its capacities within relationship with another person. Methodological bases of the study are psychology of personality, ontology and philosophy of life, existential philosophy; philosophy of language, phenomenology. Being a part of "general personology", a new area of psychological science, the ...
Added: November 16, 2013
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Isaeva A. N., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 244-252
The article discusses the ways of studying the mature relationships of personality to the oppositions of their life. The problem of synthesis of humanitarian knowledge about the oppositions is considered. The paper proposes the model of relations between ontological, gnoseological and “reflexive-phenomenological” oppositions. Culture potentials which are valuable for research of specifics of mature relationships ...
Added: November 15, 2013
Вдовенко В. В., Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2020 Т. 104 № 4 С. 114-127
The article presented in the article proves that the modern creative personality is able to realize the cultural-genetic potential of self-knowledge, productively using the resources of solitude. The authors have developed and applied in the study a model of cultural-genetic self-knowledge dominants and a model of favorable self-knowledge conditions. 8 cultural-genetic self-knowledge dominants have been ...
Added: January 24, 2021