• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Europe as Metaphor and Metonymy (in Relation to the History of Russia)

P. 175-190.

Распространение наименования, относящегося к некоторому культурно-историческому центру, может основываться вообще как на принципе метонимии, так и на принципе метафоры. В одном случае имеет место естественный процесс культурной экспансии, в другом - искусственный процесс культурной ориентации. В первом случае действуют силы центробежные (принцип метонимии), во втором - центростремительные (принцип метафоры). Когда Англия называется Великобританией (Великой Бретанью), перед нами метонимия. Когда город в Америке называется Новым Орлеаном или Новым Йорком, налицо метафора. В случае метонимического наименования встает проблема центра и  периферии, в случае наименования метафорического - проблема нового и старого: вообще метонимия основывается на отношениях в пространстве, тогда как метафора предполагает отношения во времени.

После петровских реформ Россия становится Европой не как метонимия, а как метафора. Речь идет не об экспансии Европы как исторического культурного (цивилизационного) центра на прилегающие территории, а о сознательной ориентации на Европу, т.е. о процессе, имеющем искусственный характер. Иными словами, речь идет, не о центробежном, а о центростремительном процессе.

В книге

Europe as Metaphor and Metonymy (in Relation to the History of Russia)
Uspensky B. A., Zhivov V. M. Boston: Academic Studies Press, 2012.