?
Enthronment in the Russian and Byzantine Traditions
После падения Византии в Московском государстве осуществляется своеобразная реставрация Византийской империи. Так возникает Московское царство, которое становится в дальнейшем Российской империей. Это государство строится как теократическое: Москва осмысляется как Новый Константинополь и Третий Рим. В соответствии с этой концепцией в Москве - как в Новом Константинополе - появляется царь, т.е. василевс, император (византийского императора называли на Руси «царем»), и затем патриарх. Таков был результат ориентации на Византию; вместе с тем Византии к этому времени давно уже не существовало. Более того: после падения Византии надолго прекращаются контакты Москвы и Константинополя. Таким образом, русские ориентировались не на реально существующую традицию, но на свое представление о теократическом государстве: идеология играла при этом куда более важнух роль, чем реальные факты. Это особенно очевидно в обряде венчания и помазания на царство: русский обряд кардинально отличается от византийского. Помазание на царство, как оно понималось на Руси, способствовало представлению о священной харизме царя, определяя таким образом сакрализацию монарха.