Глава
Иностранцы в России с Востока и Запада: различный опыт, общий страх
Статья описывает размышления иностранных студентов об обучении в российских вузах и вопросах их безопасности.
В книге

В статье представлено исследование, посвященное анализу тактик самообвинения и самооправдания свидетелей нападений на иностранных студентов.
Тематический сборник статей, написанных в основном профессорами и преподавателями кафедры истории Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и частично сотрудниками некоторых научных институтов РАН, ставит своей целью обратить внимание читателей на одну из актуальнейших проблем современности: на неудержимый рост ксенофобии, столь ярко проявившийся на рубеже XX—XXI вв. В статьях рассматриваются причины и история этого явления, стремительно обретающего всемирное значение. Приводятся конкретные примеры из истории сравнительно недалекого прошлого, когда закладывались основы тенденции к национальному, расовому либо конфессиональному обособлению и к осознанному, резкому подчеркиванию превосходства одних над другими.
В статье сопоставляются некоторые базовые характеристики национальной идентичности российских и американских студентов. Были исследованы взгляды студентов трех ведущих вузов России (МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ) и студентов Принстонского университета (США). В первой части статьи анализируются: нормативные представления о стране как об объекте национальной идентичности (характер отношений страны с другими странами и базовые принципы обществен- ной жизни). Во второй части будут исследованы компоненты отношения к стране, делающие ее объектом национальной идентичности (страновой фаворитизм, уровень критического отношения к стране и специфика проявления чувства долга перед своей страной).
В статье представлены результаты исследования на выборке студентов и школьников, посвященные сравнительному анализу отношений межличностной значимости в контексте гендерных стереотипов и социальных (гендерных) представлений.
Опираясь на результаты первого этапа Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов (НИУ ВШЭ), реализованного в двух регионах России - Татарстане и Ярославской области, авторы анализируют типичные планы повышения образования школьников и студентов, влияние образовательных ресурсов семьи на их осуществление.
Коллективная монография представляет собой итог проекта, выполненного Федеральным государственным учреждением «Межведомственный аналитический центр социальных инноваций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в рамках Целевого конкурса Российского Государственного научного фонда 2011 г. «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» 11-36-05007.
В ходе реализации проекта группой авторов под руководством доктора психологических наук, профессора психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Ю.П. Зинченко были осуществлены разнообразные исследовательские процедуры, проведены конференции, круглые столы, методологические семинары и др.
Данная книга и по идеям, и по авторам является междисциплинарной и представляет «единство разнообразия» коллективов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института антропологии и этнологии РАН, Института социологии РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН и Института социологии Российской академии образования. Всех авторов коллективной монографии объединяет вера в то, что идеология толерантности представляет собой магистральную линию развития полицентрического современного общества.
Коллективная монография предназначена представителям экспертного сообщества, политикам, журналистам, преподавателям, студентам, а также всем неравнодушным людям, которых объединяет желание способствовать уменьшению рисков ксенофобии и движению России к толерантному обществу.