• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«НЕ-Я-КОНЦЕПЦИЯ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

С. 188-209.

Глава посвящена обострению катастрофических тенденций в жизни общества, которые в настоящее время приобрели невиданный широкомасштабный характер. Явление это как концептуальный комплекс катастрофы в качестве «Не-Я-концепции», выраженный в художественных практиках Нового времени, было сформулировано автором этих строк и диалектически противопоставлено «Я-концепции» У. Джеймса (1890). В проблематике «Не-Я-концепции» автора интересовал этико-культурологический дискурс: конфликт человеческих притязаний и их недостижимости, а также вопрос цены успеха. Фундаментом здесь стал этико-психологический конфликт, который не разрешается, а уходит в более глубокую стадию противоречий, характеризующуюся отказом человека от чувства долга (И. Кант), и тем, что в художественных практиках Нового времени понимается как сделка с дьяволом, скреплённая куплей-продажей человеческой души. Этот товар, который, хотя и относится к сакральной сфере человека, в реальной жизни материализуется посредством сговора индивида с преступным сообществом. В результате подобного поворота центром «Не-Я-концепции» оказывается человек без души, и её место занимает дьявол. Сущность такого явления в литературе рассматривается в главе на базе классических произведений И. В. Гёте, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

В книге

«НЕ-Я-КОНЦЕПЦИЯ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Новикова А. А., Сальникова Е. В., Эваллье В. Д. М.: Издательские решения , 2020.