• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

„Protestantische Spuren“ im russischen Schrifttum. Von der „Rhetorik“ des Pseudo-Makarius bis zu den „Worten“ Feofan Prokopovičs

P. 29-43.

В статье рассмотрены два текста, в которых обнаруживаются "следы" протестантского влияния. Начало связывается с первым известным исследователям «пособием по теории русского красноречия», так называемой "Риторикой" Макария первой четверти XVII в. (установление авторства до сих пор дискутируется); кратко рассматриваются этапы изучения этого текста и определяется его место вне образовательной системы, которая к тому времени еще не сложилась в Московском царстве. Через столетие курсы риторик и поэтик стали основой обучения в духовных заведениях. Риторическая культура взяла на себя функцию образования, воспитания и социального нормирования общества. Влияние протестантских идей вместе с практикой рациональной доказательности, оттачиваемой в полемике между протестантами и католиками в Европе обнаруживается в работах Феофана Прокоповича. Он не только читал курсы риторики и поэтики в Киево-могилянской академии, но и писал богословские труды, где явно влияние протестантской интеллектуальной культуры. В статье анализируется  одно из "Слов" Прокоповича "Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю?"и делается вывод, что за сто лет контакт книжников с протестантской интеллектуальной культурой претерпел качественные изменения. Православным книжникам стал доступен метод критического разбора текста; полемика и пользование правилами аргументации; обращение к необходимости «опытного знания»; понимание  авторитета ученого сообщества и др. В этих процессах автор видит немалую роль протестантского "следа" в русской книжной культуре.

В книге

Nüssel F., Beljakova E., Weber-Berg C. et al. Wilhelm Fink Verlag, 2020.