• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Мой словарь» Вс. Некрасова: между неоавангардистскими «системами» и поставангардистскими «сериями»

С. 363-378.

Всеволод Некрасов – поэт, наследие которого рассматривается сегодня в самых разных контекстах – поэзии Лианозовской школы, русского поэтического конкретизма, концептуализма, минимализма и др. С начала 1960-х годов и на протяжении почти всей творческой деятельности поэт разрабатывал масштабный проект, названия, жанровые определения и авторское понимание предназначения которого менялись, но практически неизменной оставался его базовый принцип: отбор при помощи повтора, а также по ритмическому, интонационному, паронимическому, смысловому созвучию слов и их словосочетаний, которые должны были образовать «словарь» поэта. Первоначальное предназначение этого словаря, по свидетельству самого автора, носило утопический характер, так как предполагало ревизию многих наличных слов русского языка с целью отбора пригодных для их использования в его поэзии в ситуации девальвации и дискредитации этих слов официальной поэзией и риторикой идеократического советского государства.

Этот масштабный замысел сближал «проект» Некрасова с не менее утопическими «системами» его современников-неоавангардистов – Александром Кондратовым и «транс-поэтами» Ры Никоновой и Сергеем Сигеем, также каждый по-своему разрабатывавшими универсальную модель художественного текстопорождения, с целью исчерпать все трансформационные возможности художественных форм, в том числе и пока не открытых. Однако постепенное осознание невозможности завершения данного словаря побудило Вс.Некрасова пересмотреть назначение «проекта» в сторону его понимания как своего рода «рабочих материалов» для создания поэтических текстов, в том числе полемичных и по отношению к  предшественникам-неоавангардистам с их эстетическим утопизмом, и по отношению к тем из современников-поставангардистов, кто, как поэты-концептуалисты Д.А. Пригов, Л.Рубинштейн или А.Монастырский, отказались от собственно поэтических задач в пользу исследования возможностей высказывания, претендующего на художественность, то есть тем самым, с точки зрения Вс. Некрасова, вышли за пределы художественного