?
Жизнь как «конкретный театр»: хэппенинги и перформативная поэзия Александра Кондратова
С. 68-82.
Статья посвящена перформативной поэзии и хэппенингам одного из самых заметных поэтов ленинградской «филологической школы» поэзии Александра Кондратова. Подробно рассматривается концепция «конкретного театра» поэта, в которой обнаруживаются преломление идей «спонтанного театра» Дж. Морено, а также «антиабстратных» живописных произведений – «конкреций» художника (в том числе и театрального) Евгения Михнова-Войтенко. Данная концепция объясняет не только странные одиночные хэппенинги, которыми был известен Кондратов, но и связаны с его перформативной поэзиейв виде ряда указаний читателю, как следует исполнять тот или иной текст.
Павловец М. Г., В кн. : ЭТО не московский концептуализм. : Филологический факультет Белградского университета (Севојно: Графичар), 2021. С. 134-145.
Статья посвящено творчеству поэта-неофутуриста Александра Кондратова, в произведениях которого , посвященных Пушкину, выявляются черты поэзии концептуализма ...
Добавлено: 18 марта 2021 г.
Павловец М. Г., Toronto Slavic Quarterly 2017 № 61 С. 232-249
Статья посвящена роли Евгения Головина как переводчика и исследователя поэзии европейского неоавангарда, работы которого оказали важное влияние на некоторых авторов русского литературного андеграунда ...
Добавлено: 18 января 2018 г.
Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2015 Т. LXXVIII № I/II С. 1-13
Авторы характеризуют некоторые аспекты творческой деятельности Александра Михайловича Кондратова (1937-1993). Особое внимание уделяется высказываниям о Кондратове поэтов Иосифа Бродского, Льва Лосева и ученых В.Альфонсова и М.Л. Гаспарова. Здесь же приводится обзор работ и планов Кондратова, а также произведений русской и мировой литературы, которые он хотел издать. В дополнение к краткой оценке некоторых аспектов его поэтики ...
Добавлено: 30 августа 2015 г.
Павловец М. Г., Зборник Матице српске за славистику 2022 Т. 2022 № 102 С. 225-237
Константин К. Кузьминский — не только составитель целого ряда поэтических антологий современной ему поэзии андеграунда и исторического авангарда, но и значительный поэт, творчество которого может быть рассмотрено в контексте позднего, послевоенного авангарда — неоавангарда. Как и ряд других авторов-неоавангарди стов, в большинстве своих книг он избирает «формальный» принцип организации надтекстовых единств — либо разворачивая в рамках ...
Добавлено: 23 декабря 2022 г.
Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2015 Т. LXXVIII № I/II С. 44-507
Публикация представляет избранные произведения Александра Кондратова из его личного архива, главном образом хранящегося в отделе рукописей Российской национальной библиотеке, ...
Добавлено: 30 августа 2015 г.
Павловец М. Г., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2015 Т. LXXVIII № I/II С. 15-41
Статья посвящена исследованию текстов ленинградского поэта-неофутуриста 2-й половины ХХ века Александра Кондратова. В работе с опорой на художественную практику и декларации самого Александра Кондратова проводятся различия между такими понятиями, как «поэтика пустоты» и «пустотный текст», «пустота» и «молчание», а также «пустотный» и «нулевой текст». Отмечается влияние на поэта эсхатологической проблематики «исторического авангарда» 1-й трети XX ...
Добавлено: 30 августа 2015 г.
Павловец М. Г., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2019 Т. 109-110 С. 137-150
Парадигма возможных моделей субъектной организации произведений Бонифация/Германа Лукомникова весьма широка: от «бессубъектной» поэзии – к набору различных поэтических ролевых масок вплоть до лирических форм, в которых прототипом субъекта очевидно является сам реальный (биографический) автор. Тем не менее, несмотря на такую «мозаичность» субъекта поэзии Бонифация/Лукомникова, можно говорить о том, что цельность ему придает особый игровой образ ...
Добавлено: 10 декабря 2019 г.
Павловец М. Г., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2014 № 4 С. 156-163
«Проектирование» полного собрания собственных сочинений – важная часть оригинального творчества ленинградского поэта-неофутуриста Александра Кондратова. Один из проспектов будущего собрания – «Мои троицы» – позволяет попытаться реконструировать так и не осуществленный в полный мере замысел поэта по созданию тома конкретистских текстов «Конкреции». По-видимому, эти тексты должны были продемонстрировать всю парадигму известных Кондратову на тот период приемов ...
Добавлено: 29 января 2015 г.
Павловец М. Г., International Journal for Comparative Cultural Studies 2023 Vol. 10 P. 237-251
Нулевой текст – это полностью отсутствующий текст, который замещается своим собственным паратекстом. Этот текст есть акт чистого высказывания, чье содержание конституируется его контекстом, актом презентации и фигурой автора/презентатора, а также характером «рамочного текста». Политический потенциал «нулевого текста» в условиях авторитарного режима показывает не только известный анекдот про Рабиновича, который раздает пустые листовки на Красной площади, ...
Добавлено: 26 декабря 2023 г.
Павловец М. Г., В кн. : Россия — Германия: литературные встречи (после 1945 года). : ИМЛИ РАН, 2022. Гл. 25. С. 438-467.
Статья посвящена проблеме рецепции русскими неподцензурными поэтами европейского неоавангарда в лице немецкоязычных конкретистов. Анализируются случаи, когда русские неподцензурные поэты прямо обращались к произведениям своих немецкоязычных коллег (в форме их рецепции, попыток творческого осмысления, в том числе и переводов, или подражания). Если же доказательств такого непосредственного контакта нет, то сравнительное рассмотрение отдельных текстов будет ограничено типологическим подходом, ...
Добавлено: 27 октября 2022 г.
Сыч О. Н., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2023 Т. 8 № 2 С. 143-159
Статья фокусируется на визуальных аспектах перформативных практик Einstürzende Neubauten, во многом обусловивших восприятие коллектива в качестве представителей неоавангарда. Автор исследует, как авангардистские стратегии и репрезентации группы становятся средством борьбы с медиализацией, современным искусством и наследием самого авангарда. ...
Добавлено: 22 сентября 2023 г.
Павловец М. Г., В кн. : Восемь великих. : М. : РГГУ, 2022. Гл. 6. С. 414-423.
Статья посвящена сотрудничеству поэта Генриха Сапгира с журналом самиздата "Транспонанс" ...
Добавлено: 14 ноября 2022 г.
Павловец М. Г., В кн. : Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsdichtung. Bd. 8.1.: Grenzen, Schwellen, Liminalität und Subjektivität in der russischen Gegenwartsdichtung / Субъект и лиминальность в современной поэзии. Том 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии. Т. 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии.: Берлин : Peter Lang, 2020. С. 363-378.
Всеволод Некрасов – поэт, наследие которого рассматривается сегодня в самых разных контекстах – поэзии Лианозовской школы, русского поэтического конкретизма, концептуализма, минимализма и др. С начала 1960-х годов и на протяжении почти всей творческой деятельности поэт разрабатывал масштабный проект, названия, жанровые определения и авторское понимание предназначения которого менялись, но практически неизменной оставался его базовый принцип: отбор ...
Добавлено: 16 мая 2020 г.
Павловец М. Г., В кн. : «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом. : М. : Новое литературное обозрение, 2021. С. 32-59.
Работа открывает первый раздел «Лианозово в контекстах» тома «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом» и посвящена вопросу генезиса ставшего уже привычным определения «Лианозовской школы» как «русского конкретизма», помещая «Лианозово» в контекст европейской «конкретной поэзии», что позволяет выявить специфические черты творчества поэтов, пусть и с принципиальными оговорками, рассматривая их как часть общемировых поэтических процессов. ...
Добавлено: 21 сентября 2021 г.
Павловец М. Г., Studia Litterarum 2023 Т. 8 № 2 С. 10-31
Статья посвящена возникшему в советском андеграунде второй половины ХХ в. литературному течению неоавангарда. В работе констатируется, что понятие «неоавангард» применительно к послевоенному авангарду давно уже стало конвенциональным в западном искусстве и искусствоведении, однако до сих пор не утвердилось в русском научном вокабуляре. При этом в литературоведении к настоящему моменту наработан большой исследовательский материал, позволяющий говорить ...
Добавлено: 17 июня 2023 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2014 Т. 130 № 6 С. 289-294
В статье исследуются семиотические и теоретические аспекты поэтической системы Ры Никоновой в контексте авангарда и нео- (пост-) авангарда. ...
Добавлено: 16 февраля 2015 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2023 Т. 182 № 4 С. 230-242
План Собрания сочинений представителя «филологической школы» ленинградского андеграунда Александра Кондратова, изложенный им в тексте «Мои троицы» и ряде других текстов, предполагал написание двенадцати
томов произведений во всех трех родах литературы, в прозаической, стиховой и гибридной форме, являющих собой максимально широкую парадигму тем и художественных форм — как традиционных, так и авангардных. Собрание мыслилось как своего рода матрица генеративных программ, по которым ...
Добавлено: 2 августа 2023 г.
М. Г. Павловец, В кн. : Вещество поэзии: К 70-летию Юрия Борисовича Орлицкого: Сборник научных статей. : РГГУ, 2022. С. 295-304.
Одноточечная поэзия – последний шаг от форм предельно минимальных художественных форм к формам невербальной поэзии – так называемым «пустотным» и «нулевым». Несмотря на то, что в одноточечной поэзии основной текст действительно состоит всего из одной точки, благодаря: а) ее размещению на странице, б) возможности интерпретировать как эквивалент словесного знака, как знак препинания и как визуальный ...
Добавлено: 25 июля 2022 г.
М. : Литературный институт им. А.М.Горького, 2015
В сбоник вошли статьи, в которых изучается тема спорта и игры в античной и современной литературе. ...
Добавлено: 17 сентября 2015 г.