Глава
«El camino a la libertad»: Vygotski en 1932
В книге
Автор размышляет над книгой: В. Зинченко, Б. Пружинин, Т. Щедрина Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., РОССПЭН, 2010.
The field of cultural-historical psychology originated in the work of Lev Vygotsky and the Vygotsky Circle in the Soviet Union more than eighty years ago, and has now established a powerful research tradition in Russia and the West. The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology is the first volume to systematically present cultural-historical psychology as an integrative/holistic developmental science of mind, brain, and culture. Its main focus is the inseparable unity of the historically evolving human mind, brain, and culture, and the ways to understand it. The contributors are major international experts in the field, and include authors of major works on Lev Vygotsky, direct collaborators and associates of Alexander Luria, and renowned neurologist Oliver Sacks. The handbook will be of interest to students and scholars in the fields of psychology, education, humanities and neuroscience.
В статье рассматриваются взгляды Г. Г. Шпета, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др. Каждый из них по-своему расценивал влияние искусства на когнитивную, аффективную и личностную сферу человека, в частности, предлагал свои интерпретации катарсиса. Авторы сосредоточились на анализе внешней и внутренней форм произведения искусства и предположили, что наиболее глубокое влияние на человека оказывает проникновение во внутреннюю форму произведения. Такое проникновение обогащает и расширяет собственную внутреннюю форму активного созерцателя произведения искусства.
В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного доопытного начала есть его дифференциация, осуществляющаяся в совокупном действии, в слиянном общении, благодаря которым строятся многообразные формы опосредованного культурой поведения. Развитие последних затрудняет непосредственность восприятия и понимания мира, общения с себе подобными, но и обогащает эти акты. Чередование и взаимодействие непосредственности и опосредованности рассматривается как непременное условие человеческого развития и продуктивной деятельности. Автор ставит под сомнение принятое в культурно-исторической психологии разделение психических функций на натуральные, низшие; и культурные, высшие.
Авторов книги объединила не только юбилейная дата, отмечаемая в 2011 году, - 80-летие академика РАО, доктора психологических наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ Владимира Петровича Зинченко, но и проблематика культурно-исторической психологии, над которой юбиляр плодотворно работает сегодня. В настоящее издание включены тексты, посвященные философским основаниям культурно-исторической психологии, проблемам культурно-исторического подхода в психологических исследованиях, а также осмыслению традиций отечественной психологии, сложившихся в России в XX веке.
This encyclopedia entry analyses the notion of a faculty with a special emphasis on the conceptual history of faculties of the soul between Aristotle and Ryle.