?
Психологические ориентиры образования личности в мире неопределенности
С. 286-297.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего - стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. Дается обзор существующих исследований и описаны запланированные экспериментальные исследования в этом направлении.
В книге
Ер. : Российско-Армянский университет, 2019
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2019 № 1-2 С. 10-21
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важны- ми жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познания становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъек- тивность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологи- ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Обухов А. С., В кн. : Научное образование / Science Education: сборник статей участников симпозиума по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании. : М., Якутск : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 22-33.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. Дается ...
Добавлено: 2 марта 2019 г.
С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе - как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща». Такой подход дает возможность нащупать взаимосвязь развития «жизни сообща» со скачкáми эволюции, или, пользуясь языком А.С. Северцова, ароморфозами сложных систем. Обосновывается, что скачкообразный переход «жизни сообща» на качественно иной уровень приводит ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
Обухов А. С., В кн. : Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Т. 1.: М. : Ассоциация технических университетов, 2021. С. 260-264.
В статье задаются ключевые понятия, значимые для развития творчества и одаренности детей и подростков через вовлечение их в практику реализации исследовательской деятельности: от прикосновения до погружения. ...
Добавлено: 3 сентября 2021 г.
В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Рамендик Д. М., Чернышева Е. Г., В кн. : Естественно-научный подход в современной психологии. : М. : Институт психологии РАН, 2014. С. 789-793.
Саморегуляция функциональных состояний, эффективность когнитивных процессов и индивидуальные различия ...
Добавлено: 16 декабря 2014 г.
Обухов А. С., В кн. : Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1. Т. 1.: М. : МОД "Исследователь", 2018. С. 20-33.
В статье рассматривается значимость исследовательской активности для активной адаптации к изменяющимся условиям. В современном быстро изменяющемся мире, в вариативных условиях развития исследовательская деятельность становится важным элементом образования. Отмечается, что реализацию практики исследовательского обучения необходимо осуществлять с акцентом на развитие самостоятельности обучающихся. Продуктивная деятельность и вовлеченность в нее становятся значимыми для реализации практики учения через открытия. ...
Добавлено: 16 августа 2018 г.
Рябушкина Т. М., Философия и общество 2012 № 1 С. 144-161
В статье рассматривается перспектива осмысления Я через отказ от позиции классического автономного субъекта и, следовательно, от всего, что может быть объектом познания и тем самым относится к сфере субъективного – от всего, мыслимого в рамках отношения субъект-объект. При таком подходе основание познания усматривают не в доступном для рефлексии Я, а в Другом. Анализ опирающихся на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Психология саморегуляции в XXI веке. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2011. Гл. 4. С. 74-89.
Добавлено: 28 мая 2013 г.
Гордеева Т. О., Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011 Т. 15 № 1
Разработана cтруктурно-динамическая мотивационная модель одаренности, являющаяся развитием модели-триады Дж.Рензулли. Мотивационная модель содержит четыре базовых кластера, или блока, мотивации, необходимых для проявления и развития одаренности. Рассматриваются функции и характер взаимодействия каждого блока с другими компонентами структуры. В частности, выделяются: внутренняя мотивация выбранной деятельности, содержательно представленная высокой познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией компетентности; высокая выраженность стремления ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.
Миронов В. В., Вопросы экономики 2019 № 2 С. 5-35
В статье дана оценка ситуации в российской экономике после двухлетнего восстановления и наметившихся признаков стагнации, связанной как с торможением мировой экономики, так и с исчерпанием внутренних источников улучшения конъюнктуры. Рассмотрены подходы к выявлению факторов, инициирующих рост и отличающихся от факторов, поддерживающих его. При этом сделан акцент на факторах неопределенности экономической ситуации и ограниченности внутреннего спроса. ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
Клейн К. Г., Современная зарубежная психология 2021 Т. 10 № 1 С. 125-131
Данная работа ставит своей задачей обобщить достигнутый теоретический прогресс в понимании роли типов воспринимаемого локуса каузальности (англ. Perceived locus of causality) в различной деятельности на материале эмпирических исследований и теоретических разработок. Анализируется проблема метода измерения воспринимаемого локуса каузальности. Подчеркивается, что для данного конструкта именно многомерный подход к измерению, рассматривающий все типы локуса каузальности как отдельные ...
Добавлено: 5 апреля 2021 г.
Монография описывает результаты исследования внутренней мотивации и психологического благополучия молодежи, увлеченной программированием, а также описывает возможности развития внутренней мотивации молодежи технологиями коучинга.
Книга представляет интерес для специалистов, работающих с молодежью в учреждениях системы образования, реализующих молодежную политику или осуществляющих деятельность по сопровождению талантливой молодежи.
Работа выполнена в рамках научного проекта «Развитие внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием» (РНФ ...
Добавлено: 10 марта 2023 г.
Авдошин С. М., Песоцкая Е. Ю., Информационные технологии 2008 № 11 С. 13-18
На основе обзора существующих систем управления рисками рассматриваются подходы к выбору системы управления рисками программных проектов. ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Воленко О. И., Жилина Л. В., Мир науки, культуры, образования 2018 № 3 С. 227-229
В статье раскрывается проблема иноязычной подготовки студентов в вузе, которая предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культу- ры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях, активизацией учебной деятельности. При реализации личностно-ориентированного процесса в вузе необходимо учитывать, что становление качеств обучающихся происходит в процессе ...
Добавлено: 23 марта 2023 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. Т. 1.: Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. С. 180-185.
В статье представлены результаты разработки и валидизации на разных выборках одномерной методики диагностики склонности к переживанию потока в профессиональной деятельности и ее модификаций для учебной и религиозной деятельности. Приведенные в статье данные показывают богатые возможности созданной методики и важную роль переживания потока для эффективности разных видов деятельности и удовлетворенности ею. ...
Добавлено: 22 декабря 2015 г.
Д.А. Леонтьев, Л.С. Кифак, Митина О. В. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 433-452
Цель данного исследования — психометрическая апробация показателей методики «Психологическая состоятельность личности» (ПСЛ) В.А. Петровского, построенной на основе авторской метаимпликативной модели экзистенциального выбора с использовани- ем формул булевой алгебры (Петровский, 2013). Исследование было проведено на двух выборках: студентах 1-го курса факультета психологии (N = 88) и девушках — профессио- нальных моделях (N = 57), близких по ...
Добавлено: 23 марта 2021 г.
Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 № 1 С. 82-118
В статье охарактеризованы основные направления и результаты исследований копинг-стратегий, а также представлены результаты 3 серий исследования проведённого на выборке из 590 испытуемых и посвящённого русскоязычной адаптации методики COPE (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Результаты свидетельствуют о надёжности, а также структурной, конвергентной и дискриминантной валидности методики: структура опросника подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа, а копинг-стратегии показывают ...
Добавлено: 28 марта 2013 г.
Аистов А. В., Кузьмичева Е. Е., В кн. : XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 1. Кн. 1.: М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 521-531.
В статье приведены результаты эмпирических оценок влияния неопределенности, а также поведенческих и рациональных факторов на инвестиционную политику российских компаний. Выполнены оценки с использованием метода наименьших квадратов, моделей с учетом панельной структуры данных и обобщенного метода моментов на выборке российских компаний. ...
Добавлено: 23 ноября 2012 г.
Болотова А. К., Пурецкий М. М., Культурно-историческая психология 2015 Т. Т.11 № № 3 С. 64 -74
Психология саморегуляции — относительно молодая и интенсивно развивающаяся ветвь психологи ческой науки. Она интегрировала многие идеи, зародившиеся в рамках физиологии и кибернетики. Понимание механизмов саморегуляции связано с общими принципами функционирования динамических систем на основе обратных связей. Эти принципы были сформулированы в трудахрусских физиологов Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина и кибернетических моделях западных ученых. Большое влияние ...
Добавлено: 4 марта 2016 г.
Сайфулина К. Э., Козунова Г. Л., Медведев В. А. и др., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 2 С. 93-106
Принятие человеком решений в условиях дефицита информации сопряжено с построением, проверкой и уточнением гипотез. В новой среде субъект сталкивается с высоким уровнем неопределенности, поэтому поведение должно быть вариабельным: это позволяет собирать информацию о закономерностях среды и находить наиболее выгодные опции. Такое поведение соответствует стратегии исследования. После формирования внутренней модели среды становится оправданной стратегия использования — ...
Добавлено: 12 июля 2020 г.
Поддьяков А. Н., М. : Национальное образование, 2016
Книга посвящена психологии исследовательского поведения. В ней анализируются методология и стратегии исследовательского поведения, а также различные виды взаимодействия и взаимопроникновения исследовательского поведения, интеллекта, творчества и игры. Показана роль самостоятельной исследовательской деятельности в познавательном, социальном и личностном развитии ребенка.
Обсуждаются особенности диагностики исследовательского поведения, интеллекта и творчества. Показаны ошибки и внутренние противоречия тестов креативности как «стандартов измерения ...
Добавлено: 14 октября 2015 г.
Козырева П. М., Смирнов А. И., Социологический журнал 2021 Т. 27 № 1 С. 28-51
Статья посвящена анализу современных проблем, особенностей и динамики профессиональной самоидентификации в постсоветском российском обществе. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)». Показано, что в нестабильном, кризисном обществе профессиональная самоидентификация остается одной из самых надежных и устойчивых составляющих социального самоопределения. Профессиональное положение, выполняемая работа, ее содержание и социальная значимость ...
Добавлено: 5 августа 2021 г.