?
Взаимодействие семьи и школы: каналы коммуникации педагогов и родителей
в тезисах поднимается проблема использования различных каналов коммуникации между школой и семьей. Описываются результаты двух исследований, проведенных в Институте образования НИУ ВШЭ в 2016 - 2017 г.г., целью которых было выявить наиболее популярные среди педагогов и родителей средства обмена информацией. Исследование, проведенное на выборке родителей дошкольников (N = 997) и педагогов дошкольных организаций (N = 142) показало, что на данной ступени образования наиболее часто используются такие каналы коммуникации как групповые и общие родительские собрания, общение в мессенджере, очное общение с педагогом. Обнаружены расхождения в представлениях родителей и педагогов о наиболее часто используемых каналах коммуникации: педагоги чаще, чем родители говорят об очном общении, использовании печатных материалов и дней открытых дверей. Родители чаще, чем педагоги упоминают использование сайта и посещение общих собраний. Представления родителей о реально используемых и предпочитаемых каналах коммуникации несколько отличаются. Родители предпочли бы чаще использовать почту, соцсети и смс для общения с педагогом, но реже - посещать собрания и получать печатные материалы. Второе исследование состояло из качественного (полуструктурированное интервью с родителями обучающихся (N = 13), педагогами и представителями администрации школ (N = 15) и количественного (опрос родителей обучающихся, N = 3576) этапов. Сбор данных происходил в нескольких районах одного из мегаполисов Центральной России. Самыми распространенными каналами коммуникации среди педагогов и родителей остаются, так называемые, традиционные - телефонный звонок, личная встреча, но также популярность набирают и социальные сети (Facebook, WatsApp, Viber). Такие каналы коммуникации, как дневник, электронный журнал, сайт организации, родительские собрания и пр. – больше подходят для передачи и получения формальной информации. А «открытость» школы в представлении родителей – это, прежде всего, «открытость», то есть доступность для общения конкретного педагога. Опираясь на результаты исследований, мы делаем вывод о том, что интерактивные формы коммуникации становятся все более популярными среди родителей, при сохранении большой значимости очного общения с педагогом. Но не всегда ресурсы (временные, технические и др.), которыми располагает педагог позволяют ему отвечать на данный запрос.