?
Гора Пэктусан в XVII-XVIII вв.: пограничная, недостижимая, священная
«Белоголовая гора» – дословный перевод топонима «Пэктусан». Эта гора – высшая точка Корейского полуострова; потенциально активный вулкан, находящийся на границе КНДР и КНР. Она важна не только как значимый природный объект, но и как священная земля, особая сакральная территория. Согласно нашему исследованию, подобный «статус» гора получила сравнительно недавно: лишь во второй половине XVIII в., во время правления вана Ёнджо (1724 – 1776 гг.). Наша гипотеза состоит в том, что свое особое значение Пэктусан приобретает в XVIII в. в связи с изменением пространственных представлений в Корее и формированием оппозиции «свое»-«чужое», где под «чужим» понималась культура соседней «варварской» маньчжурской империи Цин. После Имджинской войны (1592 – 1598 гг.), формирования этнического самосознания и падения китайской империи Мин, Корея, проигрывая Цин в военной технике и вооружении, избрала культурное сопротивление – через ритуал, через семиотическую систему и обращение к ценностям родной истории, литературы, культуры. Опираясь на летописи «Истинные записи династии Чосон» (Чосон ванджо силлок), на географические карты и описания земель XVII – XVIII вв., мы прослеживаем динамику изменений обращения к горе Пэктусан: от места встречи с минскими послами и «перевалочного пункта» в XV в. до «священной земли», где проводились государственные ритуалы. Ключевые слова: гора Пэктусан, самосознание, культура, пространственные представления, культурное пространство, «Чосон ванджо силлок»