?
Сирийская версия Сисиниевой легенды
С. 203-241.
Лявданский А. К., Нуруллина А. С.
В главе речь идет о заговорах на классическом сирийском языке (диалект арамейского языка), включающих сюжет Сисиниевой легенды. В центре дискуссии – популярный заговор святого ʕАвдишоʕ, сохранившийся в не менее чем двадцати списках. Кроме того, с Сисиниевой легендой сюжетно связаны еще два текста: «Заклятие Симона Кифы против Тебʕа» и «Заклятие Марии Блаженной от всякой боли и болезни». Работа включает подробную дискуссию об этимологии имен мифологических персонажей обсуждаемых текстов.
В книге
М. : Индрик, 2017
М. : Индрик, 2017
Коллективная монография посвящена так называемой Сисиниевой легенде — группе сюжетов о сакральном персонаже, противостоящем женскому демону, который причиняет вред роженице и новорожденным детям. Исследование охватывает период от поздней Античности до ХХ века. Легенда зафиксирована в устных и письменных традициях Ближнего Востока, Балкан, Кавказа и Восточной Европы — в арамейской, еврейской, коптской, эфиопской, арабской, сирийской, греко-византийской, ...
Добавлено: 15 декабря 2017 г.
Лявданский А. К., , in : Oral Charms in Structural and Comparative Light. Proceedings of the Conference of the International Society for Folk Narrative Research’s (ISFNR) Committee on Charms, Charmers and Charming. 27–29th October 2011, Moscow. : M. : Probel-2000, 2011. P. 15-21.
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
M. : Probel-2000, 2011
The volume contains papers submitted to the international conference ‘Oral Charms in Structural and Comparative Light’ which is to take place on 27–29 October 2011 at the Russian State University for the Humanities (Moscow).
The conference will be devoted to problems of systematization and structural and comparative analysis of charms in different ethnolinguistic traditions, including Slavic, ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
Лявданский А. К., В кн. : In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах Вып. 4. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2015. : М. : Индрик, 2015. С. 261-288.
В статье рассматривается география мифов о Лилит. В частности показано, что в регионе, где в древности родились традиции, связанные с этим демоном (Месопотамия, современный Ирак), мифы о Лилит продолжают бытовать и сейчас. Примыкающий к северному Ираку регион Иранского Азербайджана также явлется местом распространения сюжетов с этим персонажем. Лилит представлена в двух типах источников. Во-первых, это ...
Добавлено: 4 декабря 2017 г.
Лявданский А. К., В кн. : Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. : М. : Индрик, 2017. С. 29-62.
В этой главе рассматривается одна из самых ранних версий Сисиниевой легенды, представленная текстами на арамейском языке, датируемыми эпохой поздней Античности (V – VIII вв. н.э.). Различные редакции арамейской версии Сисиниевой легенды имеются на двух типах документов – на заклинательных глиняных чашах из Вавилонии и на металлических амулетах из Сирии-Палестины. До недавнего времени этот сюжет был ...
Добавлено: 21 декабря 2017 г.
Антонов Д. И., Башарин П. В., Виноградова Л. Н. и др., РГГУ, 2019
Альманах "In Umbra: Демонология как семиотическая система" объединяет работы, посвященные мифологическимперсонажам – амбивалентным и вредоносным духам, "низшим" божествам, демонам. Представления о незримых врагах-искусителях, вредителях, агентах болезней играют важнуюроль в культуре разных народов. С их помощью объясняютсямногие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных.
В традиционных обществах духи воспринимаются как естественныесоседи человека, отношения с которыми определяют многое ...
Добавлено: 29 октября 2020 г.
Порфирьева С. И., В кн. : Казус: Индивидуальное и уникальное в истории — 2020. Вып. 15.: М. : Издательство "Индрик", 2020. С. 351-360.
В июне 1539 г. в церковь Сантьяго-де-Тлателолько прибыл некий индеец, неофит Франсиско, из деревни Чиконаутла. Прибыл он с тем, чтобы перед его Высокопреподобием, доном братом Хуаном де Сумаррага
(в присутствии секретаря Святого Трибунала Инквизиции) донести на старейшину и весино Тескоко – дона Карлоса, который также называл себя Чичимекатекотль. Сезон дождей в Мексике начинается в июне, однако к моменту описываемых событий уже два года жители Чиконаутла страдали от засухи, умирая от голода и перебираясь в ...
Добавлено: 7 января 2021 г.
Антонов Д. И., Христофорова О. Б., Майзульс М. Р. и др., М. : Издательство "Индрик", 2013
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как ...
Добавлено: 4 октября 2018 г.
Минов С. В., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 61-87
В статье рассматриваются два случая заимствования зороастрийских мифологических мотивов сирийскими христианами. Первый пример, засвидетельствованный впервые в сочинениях Ефрема Сирина (IV в.), касается реинтерпретации традиционного образа библейского Рая как опоясывающей весь мир космической горы, возникшей, по всей вероятности, под влиянием иранских космологических традиций, связанных с горой Албурз. В качестве второго примера обсуждается использование автором анонимного сирийского ...
Добавлено: 20 января 2021 г.
Фурман Ю. В., Bryn Mawr Classical Review 2019 Vol. 08 No. 60
Добавлено: 27 сентября 2019 г.
Минов С. В., Hugoye: Journal of Syriac Studies 2018 Vol. 20 No. 1 P. 129-230
Добавлено: 15 ноября 2020 г.
Лявданский А. К., В кн. : Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. : М. : Индрик, 2017. С. 193-202.
Среди разнообразных арабских письменных амулетов выделяются несколько популярных текстов, включающих сюжет Сисиниевой легенды: заговоры от Тāби‘а или Ḳарӣны, вошедшие в "Книгу милосердия"; "Заговор семи договоров Соломона". В статье также приводится текст арабохристианского амулета, в котором прослеживаются некоторые мотивы Сисиниевой легенды. Работа включает обзор данных о мифологических персонажах обсуждаемых текстов: Ḳарӣна, Тāби‘а и Умм ас-сибйāн. ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
Минов С. В., Journal for the Study of the Pseudepigrapha 2016 Vol. 26 No. 2 P. 108-143
Добавлено: 15 ноября 2020 г.
Старостина А. Б., В кн. : In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах (Вып. 6). Вып. 6.: Индрик, 2017. Гл. 8. С. 203-216.
Божества и демоны народной религии, которые полностью или частично совпадают по имени и/или по основным функциям с даосскими и буддийскими божествами и демонами, необязательно имеют источником даосизм или буддизм. В настоящей статье рассмотрено появление в «ядре» народной демонологии Чжун Куя – духа со сложной «родословной». ...
Добавлено: 18 октября 2018 г.
Старостина А. Б., В кн. : In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 8. Вып. 8.: РГГУ, 2019. С. 267-284.
Гора Тайшань, расположенная на территории нынешней провинции Шаньдун, одна из наиболее известных китайских священных гор, уже к началу новой эры стала одним из мест, куда, согласно поверьям, отправлялись души умерших людей. Ещё в эпоху Хань появляются упоминания о Тайшаньской подземной управе. В статье рассмотрена структура и функции потустороннего мира Тайшань в VI - X веках ...
Добавлено: 29 октября 2020 г.
Лявданский А. К., Топорков А. Л., В кн. : Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. : М. : Индрик, 2017. С. 13-28.
Введение в проблематику Сисиниевой легенды. Обзор истории исследования этого сюжета. Цели, задачи и методы настоящего исследования. ...
Добавлено: 21 декабря 2017 г.
Муравьев А. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2020 Т. III № 62 С. 31-57
В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в кодексе 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые принято принимать как одно из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности – толком не известно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, о сфальсифицированности всей его истории. Главные герои ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Минов С. В., Journal of the Royal Asiatic Society 2020 Vol. 30 No. 2 P. 195-222
Добавлено: 10 ноября 2020 г.
Петрухин В. Я., В кн. : Балканский тезаурус: Начало. Балканские чтения 13. Тезисы и материалы. Москва 7-9 апреля 2015 г. : М. : Институт славяноведения РАН, 2015. С. 162-165.
Летописный сюжет конных бесов – виновников эпидемии в Полоцке – увязывается с балканским сюжетом демонических всадников тодорцев ...
Добавлено: 10 июня 2015 г.
Неклюдов С. Ю., Христофорова О. Б., Тогоева О. И. и др., Индрик, 2017
Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как ...
Добавлено: 18 октября 2018 г.
Гаврилова М. В., Этнографическое обозрение 2016 № 1 С. 71-88
В статье приводится краткий “словарь” важнейших образных мотивов русских народных игр с водящим (противопоставление водящего остальным, его характеризация как потустороннего персонажа, мертвеца; хищность, чернота, слепота, увечность, связь с огнем, грязью, богатством и др.). Рассматриваемые мотивы относятся к области коллективных представлений и принадлежат всей традиционной культуре в целом, однако автора они интересуют прежде всего в качестве ...
Добавлено: 12 ноября 2020 г.