• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Конфессиональные особенности представлений о культе святых в некоторых полемических текстах Московской Руси конца XV-XVI вв.

С. 28-56.

В статье проанализировано, как нормативные тексты православной культуры Московской Руси 16 - начала 17 вв. отражают и формируют представления о святости святых; анализ таких текстов как анонимное «Послание многословное", «Показание истины» новгородского монаха Зиновия Отенского, «Просветителе» Иосифа Волоцкого, ряда агиографических памятников показывает, что в основе этих представлений лежало специфическое византийско-православное учение о теозисе, и это заметно отличает православную культуру России от западной «латинской» культуры. Кроме того, эти памятники строятся на том, что не заслуги и не религиозная деятельность делают святого святым; святость в данных текстах понимается, в упрощении, как внеположенная самому святому и не связанная с его заслугами харизма.