?
Из наблюдений над ковчегом князя Ивана Хворостинина (1605—1621 гг.)
Slovĕne. 2021. Т. 10. № 1. С. 94-112.
Настоящая работа посвящена анализу надписей и изображений, присутствующих на знаменитом артефакте, за которым закрепилось название «Ковчег князя Ивана Хворостинина». Нас будут интересовать как те тексты, которые непосредственно помещены на различных частях этого объекта, так и те, что могут быть потенциально связаны с различными его элементами. Вопреки сложившейся традиции, в статье предлагается взглянуть на ковчег не как на атрибут государственной власти, но как на семейную реликвию. В такой перспективе важными инструментами исследования оказываются история культа личных патрональных святых и светской христианской двуименности.
Ключевые слова: Средневековая Русьonomasticsкульт святыхисторическая ономастикасветская христианская двуименностьимянаречение в допетровской Русиличные небесные покровителимногоименностьname-giving in pre-Petrine Rus'dual naming of lay ChristiansChurch calendarмесяцесловная традицияMedieval Russian polyonymy saints’ cultholy patrons
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вопросы ономастики 2021 Т. 18 № 2 С. 33-53
В настоящей работе рассматривается нетривиальный случай выбора и функционирования имени одного из представителей рода Тургеневых, жившего в XVII столетии. Этот частный казус позволяет обратить внимание на некоторые общие процессы эволюции русской ономастики, совершавшиеся в эпоху первых Романовых на престоле и в раннее Петровское время. Мы видим, как религиозно-культурная ориентация самодержцев влияет сначала на их ближайшее ...
Добавлено: 29 июля 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slovĕne 2019 Т. 8 № 1 С. 133-161
Данная работа посвящена особым чертам русской христианской двуименности, выделяющей ее на фоне других традици й олиномии. В эпоху Средневековья на Руси мужчина не мог ни при каких условиях получить в качестве второго христианского имени женский антропоним, а женщина, соответственно, мужской. Не допускались, в частности, никакие новые по отношению к месяцесловной традиции вариации, трансформирующие мужские имена ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2018
Работа посвящена истории христианской двуименности в допетровской Руси. Основное внимание сосредоточено на позднем этапе функционирования этой традиции в династии Рюриковичей и у из ближайшего окружения. В статье обсуждаются следующие вопросы: какими христианскими именами обладали царь Федор и царица Ирина, кого они почитали в качестве личных патрональных святых и когда Ирина Федоровна Годунова могла появиться на ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Scando-Slavica 2022 Т. 68 № 1 С. 157-174
В Средние века на Руси антропонимическая система была устроена так, что
один и тот же человек в миру мог иметь несколько разных имен одновременно.
Публичное имя того или иного лица далеко не всегда совпадало с тем именем,
которое он получил при крещении. При этом исследования недавнего времени
показали, что нам до сих пор оставался неизвестным полный набор личных
имен некоторых ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slavisticna Revija 2018 Т. 66 № 3 С. 333-354
В работе обсуждаются основные параметры существования традиции светской христианской двуименности в средневековой Руси. Определяются принципы подбора двух имен, демонстрируется генетическая связь христианской двуименности с дву-именностью классического типа, когда у человека христианское имя из церковного календаря сочетается с именем языческим, представлены общие контуры системы многоименности на Руси. ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
В статье впервые публикуется белокаменное надгробие из родовой усыпальницы Годуновых в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре (г. Кострома). Восстановленный текст эпитафии позволяет утверждать, что в ней указан предста- витель рода Годуновых, сын Иосифа (Асана) Дмитриевича Годунова, имевший два светских христианских имени — крестильное Нестор и публичное, некрестильное Михаил, под которым он фигурирует в подавляющем большинстве источников. В рабо- те предпринимается ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Языки славянских культур, 2020
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 15 декабря 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slovĕne 2020 Т. 9 № 1 С. 185-231
В первой части работы предложен общий обзор моделей одноименности и многоименности в средневековой Руси, причем авторы стремились сосредо-точиться в первую очередь на антропонимических практиках XVI — начала XVII столетия. Далее была предпринята попытка показать, каковы были системные возможности для наречения царя Бориса Годунова и как они были реализованы на деле. В частности, были рассмотрены все ...
Добавлено: 8 ноября 2020 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2018 № 4 (74) С. 63-79
В работе демонстрируется, каким образом в XVI — первой половине XVII в. выбор имени для женщины мог транслировать связь ее семьи с правящей династией в прошлом и настоящем. Причастность к власти могла воплощаться не только в том, как девочку нарекали при рождении, но и в перемене имени при замужестве и/или в монашеском постриге. Особое внимание уделяется семейной ситуации Дмитрия ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Русская речь 2021 № 6 С. 77-97
Статья посвящена различным ономастическим средствам, которые в средневековой Руси обеспечивали целостность семьи в рамках одного поколения, подчеркивая прежде всего единство между родными братьями. В такой перспективе важными инструментами исследования оказываются история культа личных патрональных святых и феномена светской христианской двуименности, когда человек в миру
был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря. Особенное внимание ...
Добавлено: 22 декабря 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., СПб. : Евразия, 2022
День рождения и имя собственное — едва ли не самый очевидный зачин для рассказа о судьбе того или
иного исторического лица. Однако обратившись к эпохе, которую принято называть Смутным временем, мы вдруг обнаруживаем, что далеко не всегда эти имена и значимые даты нам известны, даже если речь идет о правителях, не один год занимавших московский престол. Филологическое расследование ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2019 Т. XVI № 3 С. 9-29
С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых, то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., New Norse Studies 2020 Vol. 1 No. 1 P. 20-40
Добавлено: 11 декабря 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Древнейшие государства Восточной Европы. 2024 год: Памяти А.В. Назаренко. : ГАУГН, 2024.
Статья посвящена атрибуции восьмиконечного креста-мощевика в серебряном золоченом окладе с чеканными и резными священными изображениями и орнаментами. Согласно вкладной надписи на кресте, он был
пожертвован в суздальский Покровский монастырь в 1603/04 г., при этом характер растительного орнамента, мастерство чеканки и подбор драгоценных камней однозначно свидетельствуют о столичном происхождении этого литургического предмета. ...
Добавлено: 1 декабря 2023 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вопросы ономастики 2023 Т. 20 № 3 С. 103-119
В работе продемонстрировано, как ономастические разыскания помогают в интерпре- тации ключевых событий русской истории. Главным действующим лицом настоящей ста- тьи является царь Василий иванович Шуйский: в первой части исследования предлагается атрибуция драгоценного напрестольного креста начала Xvii в., связанная с христианской двуименностью этого государя, тогда как вторая часть посвящена семиотике свержения царя в антропонимической перспективе. согласно ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., СПб. : Евразия, 2020
Настоящая работа посвящена вычленению и предварительному описанию такой малоисследованной категории средневековой русской культуры, как многоименность. Каким образом у одного и того же человека за жизнь может накопиться три, четыре, а то и пять личных имен, употреблялись ли они все вместе или попеременно, каков был функциональный статус каждого имени, каковы были правила подбора имен и менялись ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., В кн. : У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. : М. : Институт российской истории РАН, 2018. С. 292-306.
Исследование посвящено двум именам царицы Агафьи († 1681), жены Федора Алексеевича. В работе затрагиваются общие проблемы светской христианской двуименности в допетровской Руси. Особое внимание уделяется при этом женской двуименности, которая, по-видимому, устроена в целом более сложно, чем двуименность мужская ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2019 Т. 1 № 75 С. 61-66
Работа посвящена истории христианской двуименности в допетровской Руси. Основное внимание сосредоточено на позднем этапе функционирования этой традиции в династии Рюриковичей и у их ближайшего окружения. В статье обсуждаются следующие вопросы: какими христианскими именами обладали царь Федор и царица Ирина, кого они почитали в качестве личных патрональных святых и когда Ирина Федоровна Годунова могла появиться на ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вестник сектора древнерусского искусства 2023 № 1 С. 89-94
В работе — на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных — описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Ruthenica. Русский малакологический журнал 2009 № 8 С. 7-30
Добавлено: 15 августа 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Studi Slavistici 2021 Т. 18 № 1 С. 9-18
Биография царя Бориса Годунова, одной из интереснейших фигур
позднего русского Средневековья, несвободна от множества лакун,
неточностей и загадок. До сих пор в научный оборот не введена
верифицированная дата его рождения. Между тем, существует
вполне надежный источник, позволяющий при корректной
интерпретации однозначно определить день его появления на свет.
Всякая точная датировка важна самом по себе, а в данном случае
она, с одной стороны, ...
Добавлено: 29 июля 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Порядок и смута. Государство, общество, человек на востоке и западе Европы в Средние века и раннее Новое время: К 85-летию Владислава Дмитриевича Назарова. : Аквилон, 2023. С. 264-275.
Данна работа посвящена именам представителей бюрократической элиты XVI -- первой половины XVII века. Обсуждается, в частности, наличие двух христианских имен в миру у А. Я. Щелкалова, И. Е. Цыплятева, Б. И. Суина, Ф. Н. Апраксина и Н. Н. Новокщенкова, рассматриваются принципы функционирования этих антропонимов, их роль в разных сферах светской и церковной жизни. ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2019 Т. 64 № 1 С. 108-127
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2018 С. 87-107
Статья посвящена описанию особой модели выбора имени, связанной с запретом на наречение в честь Девы Марии. На Руси имя Богоматери невозможно было получить ни в крещении, ни, судя по всему, при монашеском постриге — это ограничение весьма строго и последовательно соблюдается с домонгольского времени и до наших дней. Хорошо известно при этом, что имя Мария ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.