Глава
Spontaneous attentional lapses are reflected in a positive voltage shift of the event-related potential in the P2 peak time window
В книге

It is well known, that even in optimal conditions animals and humans make spontaneous errors which are the most prominent manifestations of attention system failures. Our goal was to investigate the causes of attention system failures in normal state of arousal and without distracting objects. We have designed a new task which allows to answer the following question: which stage of sensory processing is compromised during attention lapses?
Феномен «ухода в свои мысли» (англ. термин «mind-wandering») – это особое специфическое состояние сознания, связанное с полным или частичным отключением внимания от восприятия внешней сенсорной информации и его переключением на внутренние ментальные процессы. Данное состояние характеризуется высокой спонтанностью и высокой непроизвольностью в отношении своего содержания. При данном состоянии в сознании возникают мысли, которые генерируются эндогенной ментальной активностью и концентрируются вокруг значимых для личности целей, но при этом негативно интерферируют с обработкой наличной информации, повышая риск возникновения «сбоев внимания» и ошибок в текущей деятельности. С явлением «ухода в свои мысли» связана мечтательность как черта личности.
Переходы в состояние «ухода в свои мысли» связаны с конкуренцией между мотивационной значимостью данного процесса в сравнении с мотивационной значимостью текущей эксплицитной деятельности, и зависит от процессов когнитивного (исполнительного) контроля. Мотивационная значимость «ухода в свои мысли» определяется не только личностной значимостью конкретного содержания мыслей; данное состояние, видимо, входит в число неотъемлемых потребностей человека, т.к. обеспечивает анализ прошлого опыта и планирование будущих действий и тем самым является адаптивным приобретением человеческой психики.
Феномен «ухода в свои мысли» тесно связан с рядом других психических явлений, таких как рефлексия, метапознание (метасознание) и полнота осознания («mindfulness»). В рамках настоящей статьи вводится подход, позволяющий разделить указанные процессы, и обозначить особый статус «ухода в свои мысли» по признаку негативного влияния на текущую деятельность.
"Когнитивный" компонент вызванного потенциала P3 изучен в очень большом количестве работ, однако подавляющее большинство исследований выполнено на человеке, а физиологический механизм и психологический смысл компонента P3 до сих пор остаются спорными.
Полученные результаты соответствуют данным литературы (Arthur, Starr, 1983; Ehlers, Somes, 2002; O’Connor, Starr, 1985; Wang et al., 1997) о том, что у животных выявляется P3‑подобный компонент слухового ВП, аналогичный компоненту P3 человека.
Как на кролике, так и на человеке впервые выявлена единая закономерность: успешная детекция хорошо различимых стимулов связана с относительно более высокой амплитудой P3. Предположительно, внутренняя причина связи двух феноменов лежит в уровне вовлечения активирующих систем мозга, прежде всего – холинергической (Чернышев, 2005; Wang et al., 1997). Полученные результаты согласуются с представлениями о компоненте P3 как корреляте осознанного восприятия (Dehaene, Changeus, 2011).
The causal mechanisms of spontaneous attentional performance lapses in alert non-clinical individuals during purposeful responses to complex stimuli remain largely unknown. In order to address this question, the auditory condensation task was used, which involves both stimulus feature binding and response selection. This task is known to create high attentional load and is well suited to reveal subtle variations in the level of attention. Four auditory stimuli differing in two independent features were presented randomly with equal probability. Each stimulus required pressing one or the other of two buttons; constant stimulus-to-response mapping was based exclusively on feature conjunction. Participants made errors on 10.2 ± 0.7 % and response omissions on 5.4 ± 0.5 % of trials. In the ERP pattern, the N1 and P2 peaks were well pronounced, while later N2 and P3 peaks were rather small in amplitude. The P2 amplitude was greater on trials with errors compared to correct responses, possibly reflecting reduction in the stimulus processing. Spontaneous attentional performance lapses may be tentatively explained by inadequate distribution of attentional resources due to competition with other mental processes such as mind-wandering. This competition is likely to occasionally subdue early preattentional stages of stimulus processing and thus cause behavioral errors.