?
Переживание в герменевтике Г.Г.Шпета
С. 373-386.
Особую роль в шпетовской герменевтике играет переживание – как оказывается источник, средство и процесс смыслопорождения. Речь идет о переживании конкретного жизненного опыта, деятельности, социальной практики, реализуемой личностью, сознание которой предстает конкретной фокусировкой освоения и порождения социально-культурных смыслов.
В книге
Тульчинский Г. Л. Томск : Издательство Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2015
Тульчинский Г. Л., Человек. Культура. Образование 2017 Т. 25 № 3 С. 22-32
Статья содержит анализ возможностей исследования соотношения культуры и личности с помощью концепта глубокой семиотики. При этом особое внимание уделено роли переживания в процессах осмысления и смыслопорождения. Проведенное исследование подчеркивает вклад в изучение вопроса И. Е. Фадеевой. ...
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Тульчинский Г. Л., Слово.ру: балтийский акцент 2018 Т. 9 № 4 С. 15-26
Знаковые системы связаны с социальными практиками, в которых они служат средством фиксации, хранения и распространения социального опыта. Они воздействуют на сознание человека с целью изменения характера осмысления действительности, смысловой картины мира и поведения. Знаковая функция выполняется практически каждым артефактом культуры. Развитие знаковых систем породило специальные знаки, которые замещают артефакты, обозначая их. Иконические знаки делают это на ...
Добавлено: 25 января 2019 г.
Щедрина И. О., Вопросы философии 2019 № 10 С. 37-41
Расширение методологического поля, изменчивость и многообразие научных подходов в XX-XXI вв. приводит к тому, что в настоящее время все большее число исследователей-гуманитариев в поисках некоторой предметной константы обращается к архивным материалам (заметкам, черновикам, эпистолярному наследию). В этих источниках, как правило, содержатся экзистенциальные нарративы, позволяющие прояснять истоки концептуальных конструкций. В статье эпистолярный нарратив рассматривается как своего ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Тульчинский Г. Л., Алетейя, 2019
В центре внимания данной работы проблема смысла – ключевого понятия гуманитарных наук и человеческого бытия. В чем и как выражается смысловое содержание социального опыта. Как оно встраивается,
фиксируется, транслируется и воспроизводится. Какова в этих процессах роль личности – источника, средства и результата смыслообразования. Насколько активна эта роль и как она связана со свободой воли.
Как выстраивается связная смысловая картина ...
Добавлено: 13 сентября 2019 г.
Тульчинский Г. Л., Слово.ру: балтийский акцент 2023 Т. 14 № 4 С. 8-30
Автор предпринимает попытку систематически представить смыслообразование с точки зрения прагмасемантического подхода. Его применение открывает возможность показать, как взаимодействуют основные факторы смыслообразования — социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие нелинейно: субъектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровождающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я — это результат социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует ...
Добавлено: 19 января 2024 г.
Щедрина И. О., Щедрина Т. Г., Кантовский сборник 2023 Т. 42 № 4 С. 160-177
В архиве Г.Г. Шпета сохранились разрозненные подготовительные материалы к его «Лекциям по теории познания» и фундаментальному философскому труду «История как проблема логики». Среди этих рукописных черновых набросков есть и записи, посвященные И. Канту, часть которых уже увидела свет в «Кантовском сборнике» (2022, № 3). Публикуемые ниже заметки продолжают знакомить читателя с творческой лабораторией Шпета. Его ...
Добавлено: 26 декабря 2023 г.
Золотухин В. В., Вестник Московского университета. Серия 7: Философия 2021 № 3 С. 77-94
Данная статья посвящена рассмотрению проекта психологического изучения религии, созданного немецким протестантским теологом-ричлианцем Максом Райшле (1858–1905). Райшлевский проект представляет собой яркую и малоизученную попытку изучать религиозное сознание с методологической позиции, интегрирующей неокантианскую теорию познания и дильтеевскую герменевтику. В центре внимания оказывается субъективная религиозность, выражающаяся в признании истинности религиозной картины мира и в воле к отправлению культа. ...
Добавлено: 19 мая 2021 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Ищенко Н. И., Філософія освіти. Philosophy of Education 2016 Т. 19 № 2 С. 163-175
Рассмотренная в перспективе образовательной тематики, хайдеггеровская аналитика Dasein свидетельствует о том, что в онтологии М. Хайдеггера эпистемологическая проблема объясняющего познания сменяется экзистенциальной проблемой познания понимающего. Так, под «образованием» как бытийным отношением Хайдеггер подразумевает возможность достижения Dasein собственного бытия в его подлинности и целостности, которое Dasein всегда уже предвосхищает в понимании. На этом основании Хайдеггер трактует ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Машкова Л. А., Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2014 № 1
В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой ...
Добавлено: 17 февраля 2014 г.
Припорова Е. А., Журнал международного института чтения им А.А. Леонтьева. Чтение и познание 2012 № 11 С. 46-48
В статье анализируется соотношение процессов понимания и интерпретации и описываются основные подходы к ним. Обосновываются причины рассмотрения и исследования процессов интерпретации не только на культурно-историческом уровне, но и на психологическом. ...
Добавлено: 7 марта 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Вопросы философии 2019 № 11 С. 115-125
Семиотика обладает колоссальным потенциалом интеграции мультидисциплинарного анализа. Прежде всего речь идет о процессах смыслообразования и осмысления, учете как их социально-культурных контекстов, так и роли личности как источнике, средстве и результате динамики смысловых структур и культурного опыта. Данная работа содержит рассмотрение возможности расширения семиотического концептуального аппарата. Такие возможности заложены как в традиционных концепциях семиотического «мейнстрима», так и в концепциях, выводящих ...
Добавлено: 24 ноября 2019 г.
Филиппов А. Ф., В кн. : Поль Рикёр в Москве. : М. : РООИ «Реабилитация», 2013. С. 277-294.
В статье показано значение философии Рикёра для теоретической социологии. Перспективы социологии связаны с комбинацией теорий действия и теорий события. Теории действия развиты в социологии, а теории события нет. Философия Рикёра – один из возможных интеллектуальных ресурсов для того, чтобы изменить это положение дел. ...
Добавлено: 5 декабря 2013 г.
Поздеева Е. В., Нестерова Н. М., Котельникова А. Н., Вопросы психолингвистики 2017 № 4 (34) С. 50-63
Статья посвящена изучению процесса восприятия и понимания текста на иностранном языке с использованием методики «встречного текста», предложенной и разработанной А.И. Новиковым. Данная методика, а также принцип доминантности А.А. Ухтомского легли в основу психолингвистического эксперимента, описание которого представлено в статье. На наш взгляд, «методика встречного текста» позволяет выявить и вербализовать доминанты, имеющиеся в сознании тех, кто ...
Добавлено: 12 марта 2018 г.
Рикер П., Социологическое обозрение 2008 Т. 7 № 1 С. 25-43
Статья является одной из наиболее значимых для теоретической социологии работ классика философии Поля Рикера. После публикации в журналах «Social Research» и «New Literary History» Рикер делает данный текст важной составляющей своего более позднего монументального труда - книги «Du texte à l'action» (1986), в которой он завершает исследование текстуальных характеристик действия и связи между герменевтикой и ...
Добавлено: 24 сентября 2012 г.
Тульчинский Г. Л., Человек 2023 Т. 34 № 3 С. 73-92
Смысл, осмысление и смыслообразование, субъектность как ответственное самосознание и действие образуют ядро человеческого бытия, обеспечиваемого коммуникацией. Данная работа содержит попытку ответа на вопрос — что меняют в этом ядре цифровые коммуникативные форматы. Используются концепции прагмасемантики и глубокой семиотики, которые позволяют конкретизировать роль социально-культурных практик как интерфейсов смыслообразования, а также показать роль субъектности как источника, средства и результата смыслообразования. Систематически ...
Добавлено: 19 января 2024 г.
Шадриков В. Д., Высшее образование сегодня 2020 № 9 С. 72-77
Рассматривается концептуальная модель понимания человеком окружающего мира. Раскрыта роль личностного смысла в понимании. Обсуждаются два аспекта понимания: понимание субъектом окружающего мира и освоение им знаний, полученных из внешних источников. Представлена концептуальная модель понимания обучающимся содержания образования. Показано, что в процессе освоения содержания школьного образования сталкиваются и взаимодействуют две глобальные силы, определяющие развитие понимания: потеря личностного ...
Добавлено: 22 октября 2020 г.
Щедрина И. О., В кн. : Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы. : М., СПб., Белгород : ЦГИ Принт, 2019. Гл. 7. С. 80-88.
Расширение методологического поля, изменчивость и многообразие научных подходов в XX‒XXI вв. приводит к тому, что в настоящее время все большее число исследователей-гуманитариев в поисках некоторой предметной константы обращается к архивным материалам (заметкам, черновикам, эпистолярному наследию). В этих источниках, как правило, содержатся экзистенциальные нарративы, позволяющие прояснять истоки концептуальных конструкций. В статье эпистолярный нарратив рассматривается как своего ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Шадриков В. Д., Высшее образование сегодня 2020 № 8 С. 52-58
Представлено обоснование концептуальной модели понимания человеком окружающего мира. Показана роль личностного смысла в понимании. Рассмотрена организация поведения на основе биологической мотивации. Вводятся новые понятия «сигнальное понимание» и «квазипонимание». На их основе анализируется переход к осознанному пониманию. ...
Добавлено: 21 октября 2020 г.
Успенский Б. А., Novi Sad : Академска књига, 2012
Как осуществляется языковая коммуникация? Ведь каждый из участников коммуникации исходит из субъективного восприятия объективной реальности, но для того, чтобы обмениваться информацией об этой реальности, необходима координация восприятия. Каждый человек обладает личным опытом, который основывается на индивидуальных впечатлениях и ассоциациях. Между тем коммуникация предполагает наличие общего опыта и возможность координации субъективного восприятия: предполагается, что мы разделяем ...
Добавлено: 18 февраля 2013 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Припорова Е. А., В кн. : Журнал международного института чтения им. А.А. Леонтьева №11. Чтение и познание. Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения 1–3 февраля 2012 года, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; 4–5 апреля 2012 года, Психологический институт РАО, Москва. Вып. 11: Чтение и познание.: М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012. С. 46-48.
В статье анализируется соотношение процессов понимания и интерпретации и описываются основные подходы к ним. Обосновываются причины рассмотрения и исследования процессов интерпретации не только на культурно-историческом уровне, но и на психологическом. ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Досумова С. Ш. и др., Психологическая наука и образование 2018 Т. 23 № 6 С. 55-66
В статье представлен анализ эмпирических данных о взаимосвязи характера переживания учёбы с психологическим благополучием учащегося и с эффективностью учебной деятельности. Данные были получены с помощью предлагаемой методики диагностики переживаний в деятельности (ДПД) и ряда дополнительных методик (ШПАНА, ООС, СЖО, ШУдЖ и др.). Приведены результаты четырех исследований. Первое посвящено психометрической валидизации опросника ДПД. Результаты подтвердили конструктную ...
Добавлено: 29 декабря 2018 г.