• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Игры престолов: долговая стратегия российских регионов

С. 87-100.
Табах А. В., Андреева Д.

После 2013 г., рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга (26,9%), в 2014 г. регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды — снижением доступности кредитных ре- сурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, частично компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга регионы должны будут самостоятельно разработать антикризисные меры бюджетной и долговой политики, привлекать дополнительные источники финансирования. Несмотря на то что в течение 2014 г. бюджетный профицит фиксировался практически в трети российских регионов, итоги года показали менее оптимистичные результаты: объем бюджетного дефицита регионов и муниципа- литетов достиг 448 млрд руб. и только 11 регионов свели бюджет с профици- том: экспортоориентированные — Ленинградская, Калининградская и Липецкая области; нефтяные — Сахалинская и Тюменская (включая входящие в ее состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) области и высокодотационные субъекты (республики Ингушетия и Алтай, присоединенные территории Крымского федерального округа). Региональные власти в период кризиса рассчитывают на масштабные меры поддержки со стороны федерального бюджета, однако и его ресурсы практически исчер- паны — с 2015 г. ожидается секвестирование расходов не менее чем на 10%. Каким будет влияние внешнеэкономической конъюнктуры и как отразится политика федерального центра на кредитовании регионов? Каким стратеги- ям они следовали и какой может быть структура быстро растущего регио- нального долга в ближайшие годы?