• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Влияние человеческого капитала на доходы и удовлетворенность самозанятых профессионалов в России

С. 106-117.

Объектом данного исследования являются самозанятые профессионалы (фрилансеры), участвующие в русскоязычном рынке удаленной работы. Производственный потенциал подобной «электронной самозанятости» целиком базируется на человеческом капитале, т.е. навыках и способностях работников. Однако рынки удаленной работы имеют свою специфику, связанную в частности с отсутствием инвестиций со стороны фирм в человеческий капитал работников и требований к подтверждению квалификации дипломами, индивидуализированным и творческим характером труда, быстрым моральным старением навыков. Эта специфика порождает интересные исследовательские вопросы. Существует ли отдача от формального образования на подобном рынке или же человеческий капитал накапливается преимущественно в ходе практической деятельности? Вознаграждается ли работа по специальности или сфера полученного образования не имеет большого значения? Какие объективные и субъективные показатели являются лучшими измерителями человеческого капитала фрилансеров? В нашем исследовании мы пытаемся ответить на данные вопросы посредством анализа влияния различных показателей человеческого капитала на результаты деятельности и социальное самочувствие самозанятых профессионалов (фрилансеров). Эмпирической базой исследования выступают данные «Переписи фрилансеров» – масштабного онлайн-исследования, проводившегося совместно НИУ ВШЭ и интернет-порталом FL.ru.