• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Мистоцентризм как подход в изучении религии

С. 210-212.

Термин «мистоцентризм» был предложен Стивеном Вассерштромом как характеристика общего религиоведческого подхода исследователей круга Эранос, преимущественно Мирчи Элиаде, Гершома Шолема и Анри Корбена. Характеризуя мистоцентризм как метод, Вассершторм пишет: Эранос стремился … создать мистоцентрическую концепцию религии…. Суть религии, таким образом, должна быть найдена в религиозном опыте…  ядром религиозного опыта в свою очередь считается опыт мистический… И проблема здесь вовсе не в том, что мы избираем традицию в качестве проводника, а в том, что мы делаем это некритически (Wasserstrom SReligionafterReligionP. 239).  Коку фон Штукрад проще и более образно выразил базовую тенденцию членов круга следующими словами: «Гершом Шолем, Анри Корбен, Мирча Элиаде, Мартин Бубер и Карл Густав Юнг сами были частью движение против “расколдовывания” мира» (StuckradKLocationsofKnowledgeP. 46). В докладе проведен анализ нескольких примеров выражения мистоцентрического исследования религии в трудах Элиаде и Шолема.  

В книге

Под редакцией: В. Воробьев М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, 2014.