• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

ΖΩΟΝ ΘΕΟΠΛΑΣΤΟΝ: Философский контекст учения Василия Великого о человеке

С. 459-472.

В конце девятой гомилии на Шестоднев свт. Василий Великий обещает продолжить толкование книги Бытия рассказом о том, ἐν τίνι μὲν οὖν ἔχει τὸ κατ' εἰκόνα Θεοῦ ὁ ἄνθρωπος, καὶ πῶς μεταλαμβάνει τοῦ καθ' ὁμοίωσιν (Hex. 9. 6. 90−91). Реализовать этот замысел ему не удалось: Василий скончался вскоре написания «Шестоднева» (две беседы De hominis opificio, дошедшие до нас в корпусе святителя, по-видимому, ему не принадлежат). Между тем, гомилия In illud: attende tibi ipsi позволяет говорить о том, что в своем учении о просхождении человека свт. Василий прибегает к александрийской традиции, которая толковала библейский текст с опорой на платоновский «Тимей». Особое внимание в статье уделяется анализу понятия ζῷον θεόπλαστον.

В книге

ΖΩΟΝ ΘΕΟΠΛΑΣΤΟΝ: Философский контекст учения Василия Великого о человеке
Под редакцией: В. В. Горбатов Вып. 5. СПб.: Алетейя, 2014.