• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Стало ли российское образование эффективнее за восемь лет? (на данных международного исследования PISA)

С. 565-574.

С 2000 г. Россия является постоянным участником международного исследования в области образования PISA (Programme for International Students Assessment). PISA сконцентрировано на измерении так называемой функциональной грамотности учащихся в разных областях: чтение, математика, естественные науки. Функциональную грамотность организаторы исследования определяют как умение школьников применять полученные теоретические знания и навыки в обычной жизни, готовность их к функционированию в широком социуме.

Результаты PISA (как и других международных исследований) зачастую используют для оценки эффективности школьного образования, поскольку они позволяют сравнить достижения учащихся разных стран, измеряемые одним инструментом.

Надо отметить, что результаты PISA как показатель эффективности школьного образования можно интерпретировать разными способами. Са- мый простой и очевидный путь — это прямая трактовка результатов как по- казателя эффективности образования в стране. Такой подход применяется достаточно часто, когда низкие или высокие результаты интерпретируются как индикаторы эффективности школьной системы. Динамика результатов может свидетельствовать о возрастании или уменьшении эффективности об- разования. С этой точки зрения российское образование не стало эффектив- нее с 2003 г. В частности, в 2009 г. российские школьники в области читатель- ской грамотности занимают 41–43-е место среди 65 стран-участниц. По всем циклам PISA наши школьники демонстрировали результаты значительно ниже средних международных результатов.