Глава
Психосоциальная реабилитация психически больных в период принудительного лечения
В книге
Основу данной монографии составляют материалы исследований, выполненных в течение ряда лет в рамках проектов Центра социальной политики и гендерных исследований, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке международных и отечественных фондов. Публикацией этого издания подводится своеобразный итог многолетнего сотрудничества соавторов и одновременно очерчиваются перспективы дальнейшего развития исследования профессий и профессионализма. В книге обсуждаются особенности профессионализма и его трансформации в современном мире. Издание адресовано социологам и социальным антропологам, историкам и философам, исследователями занятости, организаций и управления, труда и работы, всем тем, кого привлекают вопросы производства знания, проблемы труда и работы, определения профессионализма, внутренние миры и социальные статусы самых разнообразных занятий.
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены современные технологии со- циальной работы, применяемые в различных сферах жизнедеятельности. Участники конференции, ав- торы статей, являются учеными и практиками, студентами, магистрантами, аспирантами преподавате- лями, специалистами организаций и учреждений социальной сферы, здравоохранения, образования из стран ближнего (Беларусь, Кыргызстан, Украина) и дальнего (Монголия, Польша, Болгарии) зарубежья, таких городов России, как Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Рязань, Тверь, Кемерово, Ир- кутск, Чита и др. Формы и методы социальной работы, применяемые в учреждениях и организациях Республики Бурятия отражены в статьях представителей вузов г. Улан-Удэ, а также учреждений соци- альной защиты населения и здравоохранения Республики Бурятия.
Анализируются основные проблемы функционирования и развития современных городов в немецкой социологии города. Особое внимание уделено причинам сокращения количества городского населения и поиску подходов к решению проблем в социально неблагополучных городских районах.
Содержание главы:
3.1. Заболеваемость россиян растет по всем основным классам болезней, кроме инфекционных и паразитарных 3.2. Уровень заболеваемости взрослых - один из самых высоких за последние годы 3.3. Почти 60% заболеваемости детей и подростков приходится на болезни органов дыхания 3.4. Число инфарктов меньше, чем в 1998 году, но больше, чем в 1995 3.5. Мужчины умирают от рака более чем вдвое чаще, чем женщины 3.6. Заболеваемость хроническими болезнями органов дыхания несколько снизилась 3.7. В борьбе с инфекциями наиболее значительны успехи в снижении заболеваемости корью и вирусными гепатитами 3.8. В России насчитывается 1,9 миллиона человек с психическими расстройствами 3.9. "Болезни социального неблагополучия" бросают России новые вызовы 3.9.1. Туберкулез не хочет отступать 3.9.2. Эпидемия сифилиса ослабела, но не исчезла 3.9.3. Угроза СПИДа сохраняется 3.9.4. Алкоголизм и наркомания продолжают терзать Россию 3.10. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях растет, а на производстве - снижается 3.11. Уровень временной утраты трудоспособности меняется мало 3.12. Главная причина инвалидности - сердечно-сосудистые заболевания
Последние десятилетия характеризуются широким распространением идей международного гуманитарного права и активным обращением к концепции прав человека при формировании социальной политики и в социальной работе. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики предметом специального обсуждения становятся как значение и роль этнических различий, так и вопросы гендерного и возрастного неравенства. Изложение в российских учебных пособиях тем мультикультурализма, прав человека в некоторой степени отражает развитие критических исследований в данной области. Однако глубина понимания и проработки этих вопросов оказывается недостаточной для последовательного, непротиворечивого изложения и развития идей гуманизма. В данной статье приводятся свидетельства когнитивных ловушек и противоречивых логических посылок, позволяющих авторам учебников по социальной работе, социальной политике, социальной медицине демонстрировать свою приверженность идеалам гуманизма, социальной критики и одновременно (вос)производить репрессивные, биологизаторские установки.
Visual sources play a growing role in historical studies as well as in teaching as they offer new routes to understanding the past. The ways to construct and define social problems as well as approaches to solving them varied in different periods of history. To do so, it is important to challenge an ideological base of such concepts that often are taken-for-granted, to learn how to consider images as a means to conceive the world, as an important form of social knowledge. What are the differences on men’s and women’s labor in care work? How these distinctions were represented in certain sources and for which purposes? Photographs and episodes from the films, posters and cartoons depicting various images of men and women in the roles of parents, tutors, social care workers, nurses can be used not just as illustrations or representations but also as an important element of a studied context – as important as official documents or personal narratives. The aim of this lecture is to contribute to social work training by providing an overview of experiences, theories and methodologies on the visual, by collecting and building knowledge based on visual material and demonstrating its relevance to the study of human behavior, social networks and welfare policies.
Статья посвящена новому этапу профессионализации социальной работы в России, связанному с развитием системы профессиональных стандартов. Осуществляется попытка анализа институциональных механизмов и дискурсов, которые оформляют усилия различных стейкхолдеров в направлениипрофессионализации в социальной сфере, а также рассмотрение возможных последствий и рисков, сопровождающих процессы стандартизации таких профессий. Обобщая британский опыт применения профессиональных стандартов для повышения эффективности социальной защиты и опираясь на данные социологического опроса, проведенного в 2013г., авторы обозначают возможные проблемы, с которыми встретится российская социальная работа в процессе реформирования системы регулирования профессии «сверху вниз».