• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Таинство и волшебство: ночь в произведениях русских классиков

С. 271-283.

Ночь – важнейший архетип в различных культурах. В культурной истории человечества она является временем таинственных событий христианского Откровения – Рождества Христова, Крещения Господня и Пасхи. В русской культуре высокой классики ночь -  время любви и творческого вдохновения, исповеди, духовных борений, мистических озарений и преображений жизни. «Дневное» и «ночное» сознание воспроизводит бинарную оппозицию дня и ночи с ее параллелью жизни и смерти. Именно эти предельные категории выводят экзистенциальную проблему в область сакрального, где происходит онтологизация самого факта существования человека. Жизнь как день и ночь как смерть – своего рода, «архетип  архетипов».

Как показывает автор статьи, в отношение феномена ночи в русской культуре уместно говорить не только о религиозном смысле тайны, но и о ее поэтическом воплощении такой чуткости духовного слуха, который выражает себя в художественной картине мира.

В книге

Таинство и волшебство: ночь в произведениях русских классиков
Вып. 3. СПб.: Издательство Нестор-История, 2012.