?
Две древнерусских загадки XII-XIII вв. из Новгорода и Новогрудка
С. 81-89.
Гиппиус А. А., Михеев С. М.
В статье вводятся в научный оборот два древнерусских граффтито XII-XIII в., происходящих из Мартирьевской паперти Новгородского Софийского собора и церкви Бориса и Глеба в Новогрудке. Надписи принадлежат к одному жанру, представляя собой загадки. В новгородском граффито опознается фрагмент загадки об Адаме и земле из "Беседы трех святителей". Граффито из Новогрудка содержит загадку о петухе, также находящую параллели в апокрифической вопросно-ответной литературе.
В книге
К. : Agrar Media Group, 2013
“Цръковь ледѧна, а олтарь огнень”: к вопросу об источниках «Сказания Анфилога царя о святой литургии
Глебова Д. С., В кн. : Colloquia Russica. Series I. Vol 5. Rus’ and Central Europe from the 11th to the 14th Century. Т. 5.: [б.и.], 2015. С. 79-88.
Данное исследование является попыткой комментария к надписи-загадке „церковь ледяна, а алтарь огнен; алтарь погаснет, церковь растает”, найденной среди граффити XI–XII вв. в соборе Св. Софии в Киеве. Анализируются структура образного ряда загадки, история его сложения, а также возможные источники образов, объединенных в тексте. В качестве одного из источников автор выдвигает "Сказание о Макарии Римском". В ...
Добавлено: 23 апреля 2020 г.
Гиппиус А. А., Артамонов Ю. А., Зайцев И. В., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2013 № 2 (52) С. 86-91
В статье публикуются две древнерусские надписи, обнаруженные в Церкви Рождества в Вифлееме и представлющие собой наиболее ранние эпиграфические свидетельства русского паломничества в Святую землю. Первая надпись по палеографическим и лингвистическим признакам датируется второй половиной XII в. Принадлежа к наиболее распространенной категории молитвенных граффити, надпись отличается особой полнотой формуляра, упоминая мать, отца и "всю братию" автора. ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Артамонов Ю., Гиппиус А. А., В кн. : Славянский альманах 2011. : М. : Индрик, 2012. С. 41-52.
В статье дается общая характеристика средневековых славянских надписей-граффити собора св. Софии в Константинополе (Стамбуле). Почти все выявленные к настоящему времени надписи имеют восточнославянское происхождение и сделаны выходцами из Руси. Около половины из них относятся к домонгольской эпохе. Отдельные имена допускают идентификацию авторов граффити с лицами, упоминаемыми в летописях и иных источниках. ...
Добавлено: 27 января 2013 г.
Гиппиус А. А., Михеев С. М., В кн. : Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики / XV Международный съезд славистов (Минск, 20-27 августа 2013 г.). : М. : Древлехранилище, 2013. С. 152-179.
В статье излагаются основные результаты раоты по подготовке свода надписей-раффити Новгородского Софийского собора. Свод включает в себя более 700 надписей, из которых около 450 публикуются впервые. В докладе приводится около 50 надписей X_-XII вв, выявленных впервые в ходе работы над сводом или же прочитанных существенно более полно по сравнению с предыдущими публикация ми. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Гиппиус А. А., Седов В. В., В кн. : Города и веси средневековой Руси: археология, история, культура. К 60-летию Николая Андреевича Макарова. : М., Вологда : Древности севера, 2015. С. 478-490.
Статья содержит публикацию важнейшей из надписей-граффити на фрагментах фресковой штукатурки, найденных в ходе раскопок 2014 г. в Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря. Граффито представляет собой запись о смерти сыновей князя Ярослава Владимировича, Изяслава и Ростислава, умерших, согласно летописному свидетельству, весной 1198 г. и погребенных в монастырском соборе. Указанные в тексте точные даты (15 июня – ...
Добавлено: 24 февраля 2016 г.
Артамонов Ю. А., Гиппиус А. А., Зайцев И. В., В кн. : Восточная Европа в древности и средневековье. Устная традиция в письменном тексте: XXII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 14-16 апреля 2010 г. : материалы конференции. : М. : [б.и.], 2010. С. 14-22.
Добавлено: 26 марта 2013 г.
Артамонов Ю. А., Гиппиус А. А., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2022 № 1(87) С. 115-137
Статья открывает серию публикаций, посвященных славяно-русским граффити XI-XV вв. из собора Святой Софии в Константинополе. Наряду с кратким обзором их изучения, вниманию читателя предлагается описание восьми надписей, выявленных в 2008-2011 гг. в восточном сегменте южной галереи. ...
Добавлено: 18 ноября 2022 г.
Гиппиус А. А., В кн. : Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Материалы VI научно-практической конференции, 9—11 декабря 2014 г. Вып. 6.: СПб., Великий Новгород : Первый ИПХ, 2015. Гл. 5. С. 71-90.
Статья посвящена интерпретации загадочного дипинто в юго-восточном парусе северо-западного купола новгородского Софийского собора: «Георгии писал НИНОМИСН КНМЕТ». Выполненная особым декоративным письмом с использованием сокращений, свойственных византийской эпиграфике, вторая часть надписи прочитывается как «сын Ниномира, княжеского метельника». В такой таком прочтении надпись оказывается ценным свидетельством местного происхождения части мастеров, расписывавших собор. ...
Добавлено: 24 февраля 2016 г.
В статье публикуются девять восточнославянских надписей XII–XVII вв. из базилики Рождества Христова в Вифлееме – выразительное эпиграфическое свидетельство восточнославянского паломничества в Святую землю в древнерусский период и позднесредневековую эпоху. ...
Добавлено: 7 октября 2016 г.
Марина А. Бобрик, Русский язык в научном освещении 2018 Т. 36 № 2 С. 111-122
В статье речь идет о кресте, установленном при архиепископе Алексии (1359 – 1388) на западной стене Софийского собора Новгорода. Надпись на этом кресте – первоклассном произведении белокаменной резьбы и эпиграфической каллиграфии – давно занимает исследователей. Внимание привлекали в первую очередь датировка (дата в самой надписи к настоящему времени утрачена) и загадочное словосочетание, для которого было ...
Добавлено: 28 сентября 2018 г.
Артамонов Ю., Гиппиус А. А., Зайцев И., В кн. : 1150 лет российской государственности и культуры. Материалы к Общему собранию Российской академии наук, посвященного Году российской истории (Москва, 18 декабря 2012 г.). : М. : Наука, 2012. С. 282-293.
Стаья содержит обзор древнерусских надписей-граффити XI-XV вв. в церкви св. Софии в Константинополе (Стамбуле) в форме виртульной «экскурсии» по галереям храма. ...
Добавлено: 26 февраля 2013 г.
К. : Agrar Media Group, 2013
Сборник научных работ по истории культуры и искусства Древней Руси посвящен 90-летию со дня рождения известного украинского историка и археолога, исследователя надписей-граффити киевских храмов и Золотых ворот, монументальной живописи Киевского Софийского собора Сергея Александровича Высоцкого. Сборник включает статьи известных украинских и российских ученых, связанные с темами и проблемами, исследовавимися в работах С. А. Высоцкого. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Мороз А. Б., Slavica Slovaca 2018 Т. 53 № 2 С. 157-163
В статье рассматривается отражение церковнославянского языка и отдельных церковнославянизмов в фольклорных и парафольклорных (то есть нефольклорных по происхождению, но имеющих хождение в фольклорной среде) текстах. Как правило, церковнославянизмы в них вольно или невольно искажаются исполнителями, которые не владеют литургическим языком. Часто искажения полностью десемантизируют отдельные лексемы или весь церковнославянский текст, превращая его в глоссолалию. Это ...
Добавлено: 25 декабря 2018 г.
Виноградов А. Ю., М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2014
Книга А.Ю. Виноградова, доцента Национального исследовательского уни
верситета «Высшая школа экономики» посвящена одному из самых популярных
и одновременно малоизученных памятников раннехристианской апокрифической
литературы — «Деяниям Андрея и Матфия в городе людоедов». Анализируя раз
личные аспекты текста, автор шаг за шагом пытается проникнуть в смысл актов
и цель их создания. Предлагаемый им ответ необычен, но заставляет взглянуть на
апокриф в новом свете. ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Источниковедение культурных традиций Востока: гебраистика – эллинистика – сирология – славистика. Сборник научных статей. : СПб. : Петербургский институт иудаики, 2016. Гл. 17. С. 261-276.
«Книга собеседований» (Kitāb al-maǧālis) Илии Нисивинского – примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., представляющий собой литературно обработанную запись бесед митрополита Нисивина с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. Второе собеседование содержит христологическую дискуссию о концепции al-ḥulūl – [Бого]вселения (или пребывания). Текст этой беседы складывается из двух основных частей. В первой части – на которой сосредоточено внимание в ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Гиппиус А. А., В кн. : Псковские говоры и их исследователи (к 100-летию со дня рождения С.М. Глускиной и 50-летию выхода 1-го выпуска «Псковского областного словаря с историческими данными»): в 2 ч. Ч. 1.: К. : Общество с ограниченной ответственностью "Логос", 2017. С. 89-97.
В статье публикуется надпись-граффито XIII в. из Георгиевского собора Новгородского Юрьева монастыря. К
стандартной молитве о Божьей помощи надпись добавляет благопожелание тому, кто ее прочтет. Употребленная в этом контексте словоформа кетъ интерпретируется как закономерное фонетическое продолжение древненовгородской формы местоимения ‘кто’ – кето c диалектной флексией Им. ед. -е. ...
Добавлено: 22 февраля 2019 г.
К. : Agrar Media Group, 2013
Сборник статей в честь 90-летия известного исследователя истории и архитектуры Древней руси С. А. Высоцкого. Содержит статьи по истории, архитектуре, живописи и эпиграфике Древней Руси ...
Добавлено: 9 июня 2013 г.
Гиппиус А. А., Михеев С. М., Graphosphaera. Письмо и письменные практики 2021 Т. 1 С. 199-214
Статья вводит в научный оборот серию надписей-граффити, выявленных на белокаменных блоках фасадов Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском в результате археологических и реставрационных работ 2014–2021 гг. Здесь, в частности, представлены искусная монограмма Феодора; краткое граффито с датой смерти ктитора храма – князя Юрия Владимировича (Долгорукого); запись о кончине некой Варвары, «милостыней приучившей к [посещению] церкви много вдов»; ...
Добавлено: 19 ноября 2022 г.
Dąbrowski D., Jusupović A., Лавренченко М. Л. и др., Оломоуц : Universita Polackého v Olomouci, 2016
Представленное научное издание является результатом работы многонационального научного коллектива историков и филологов из России, Беларуси, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Предметом их исследований стала галицко-волынская письменность как самостоятельный феномен культурной истории средневековой Европы. Авторы рассчитывают, что поднятые в книге вопросы послужат толчком к дискуссии и дальнейшему изучению данной проблематики, а также к международному и междисциплинарному ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Гиппиус А. А., В кн. : Письменность Галицко-Волынского княжества: историко филологические исследования. : Оломоуц : Universita Polackého v Olomouci, 2016. Гл. 2. С. 49-64.
В работе исследуются две надписи XIII в., сохранившиеся на стенах церкви св. Пантелеймона в Галиче и представляющие собой уникальные образцы официальной актовой эпиграфики Галицко-Волынской Руси. Надписи содержат тексты судебных постановлений, изданных при князьях Мстиславе (Мстиславиче) и Данииле (Романовиче). Для акта Мстислава, хорошо известного в литературе, предлагается уточненное прочтение и реконструируется ситуация, в которой возник этот документ; ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
Semitic inscriptions in the St. Sophia Cathedral in Novgorod: a reply to alternative interpretations
В настоящей статье дается подробный ответ на альтернативные трактовки выражений коуни рони и парехъ мари, многократно записанных в XI в. на стенах новгородского Софийского собора. Ранее эти выражения были объяснены нами как семитские: от древнееврейского qūmī ronnī и сирийского /barren̲k mār/. После этого новые факты по обоим вопросам привлек С. Ю. Темчин. В случае с коуни рони мы приводим аргументы против альтернативной ...
Добавлено: 30 июня 2020 г.
В статье публикуется уникальная надпись со вторым полустишием Пс 45: 6 на плинфе XII в. из раскопок «Мерной избы» на Замковой горе Гродно (Республика Беларусь). Традиция писать цитату Пс 45: 6 в церковных зданиях уходит в ранневизантийский период и связана с ее «апотропеическим» характером, который должен был предохранять здание от землетрясений. Начиная со средневизантийского периода ...
Добавлено: 21 августа 2020 г.
Гиппиус А. А., Дробышева М. М., Российская история 2022 № 5 С. 3-18
В предложенном авторами новом прочтении надпись № 9 из Софии Киевской становится ценным источником для изучения церковной политики Святослава Ярославича во время его четырёхлетнего княжения в Киеве. Выплата руги клиру Софийского собора, учрежденная в день занятия Святославом Киевского стола, трактуется, на фоне соответствующей византийской практики, как один из актов, направленных на преодоление возможной оппозиции со ...
Добавлено: 18 ноября 2022 г.