Глава
Интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования Российской Федерации
В условиях, когда приоритетной становится задача повышения эффективности использования бюджетных средств, назрела необходимость разработки и внедрения новых инструментов бюджетного финансирования высшего профессионального образования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что само по себе реформирование инструментов бюджетного финансирования ВПО не позволит решить крайне острую сегодня проблему его недостаточного финансирования. Об этих проблемах идет речь в данной статье.
В книге

Статья описывание опыта подготовки к исследовательскому проекту на стадии составления литературного обзора под исследовательский вопрос: какими способами профессиональное образование (выпуск, учебные программы) адаптируется к изменениям в структуре спроса на рынке труда.
Публикуются материалы V Межвузовской научно-практической конференции, прошедшей 7 июня 2012 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.
В бюллетене представлен анализ деятельности образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Рассмотрено развитие сети и динамика численности обучающихся, основные характеристики персонала, а также показатели материально-технической базы и финансирования учреждений этих уровней образования в период с 2000–2011 гг.
В статье рассмотрены особенности государственного финансирования инновационных проектов. Изложены основные проблемы определения источников финансирования. Выдвинуты предложения по основным механизмам государственного финансирования инновационных проектов.
The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.
The data book includes information of the Federal Service for State Statistics, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) as well as results of own methodological and analytical studies of the Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, National Research University – Higher School of Economics.
In some cases, data for 2010 is preliminary.
В данной статье на основании данных федерального статистического наблюдения охарактеризована ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования, рассмотрена ее динамика, выделены некоторые значимые факторы, которые влияют на ее изменение. Для этого, во‑первых, продемонстрировано изменение общей численности заочных студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, прием студентов и выпуска специалистов по сравнению с другими формами обучения. Во‑вторых, прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. И в‑третьих, описаны половозрастные характеристики студентов‑заочников.
Содержание главы:
3.1. Рождаемость продолжает увеличиваться, но темпы ее прироста падают 3.2. Ожидаемое число окончательно бездетных женщин сократилось незначительно, несмотря на рост рождаемости 3.3. Процесс старения материнства продолжается 3.4. Доля рождений вне зарегистрированного брака обнаружила тенденцию к снижению 3.5. Рождаемость реальных поколений: долговременное снижение затормозилось, но можно ли надеяться на рост? 3.6. Рождаемость в России по-прежнему намного ниже уровня замещения поколений, и перспектива длительного сохранения естественной убыли более чем реальна 3.7. Число абортов в России устойчиво снижается 3.8. Число абортов снижается благодаря повышению эффективности планирования семьи 3.9. Рождаемость и семейная политика 3.9.1. Меры пронаталистской политики 3.9.2. Государственное финансирование лечения бесплодия методами ВРТ 3.9.3. Использование семьями средств материнского капитала 3.9.4. Региональная составляющая семейной политики 3.9.5. Государственные расходы на дошкольное воспитание 3.9.6. Прямая финансовая помощь семьям с детьми 3.9.7. Сравнение российской системы денежной помощи семьям с системами других стран 3.9.8. Дискуссия об эффективности мер семейной политики
Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 гг. в некоторых вузах.
Главный вопрос сегодня - чему и как учить? Но для этого надо иметь четкое представление об образовании и его стандартах. Время от времени проходят реформы образования, т.е. меняются стандарты обучения: что-то устарело, что-то уже не уместно, где-то отстали. Сегодня, в век стремительного развития экономики и общества, необходимо применять новые стандарты и ресурсы для обучения студентов, которые должны быть востребованы и конкурентны на рынке, получая высшее профессиональное образование.