Низкие цены на нефть и рецессия в России, начавшаяся в 2014 г., увеличивают необходимость фискальной консолидации. В данной статье представлены оценки перераспределительного эффекта основных налогов и социальных расходов в России в 2014 г. на основе методологии фискального анализа, разработанной в рамках международного проекта Commitment to Equity (http://www.commitmentoequity.org/). В целом, российская система достигает умеренного уровня перераспределения по межднародным стандартам. Большая часть перераспределения осуществляется за счет пенсий. Основными ограничивающими факторами для России являются высокая доля налоговых доходов от (регрессивных) непрямых налогов, нейтральный вклад подоходного налога и низкая доля расходов на социальную поддержку низкообеспеченных групп населения. Налоговая и социальная политика также вносят значительный вклад в перераспределение дохода между поколениями, так как домохозяйства трудоспособных (с детьми и без детей) субсидируют домохозяйства пенсионеров.
В статье анализируются программы денежных пособий для детей и сравнивается их эффективность в борьбе с детской бедностью в России и четырех странах ЕС, представляющих альернативные модели семейной политики – Швеции, Германии, Бельгии и Великобритании. Используя микросимуляционные модели, это исследование оценивает потенциальные выгоды от применения дизайна систем налогов и пособий стран ЕС в России, и наоборот. Результаты указывают на то, что эффект дизайна программ ниже, чем эффект бюджета программ. При прочих равных условиях, лучшие результаты для детей с точки зрения снижения бедности достигается за счет сочетания универсальных пособий и пособий, основанных на проверке доходов, применяемых в Великобритании и Бельгии. В то же время, российский дизайн программы детских пособий оказался не менее эффективным с точки зрения его влияния на детскую бедность при перенесении в страны ЕС вместо их действующих программа при сохранении их бюджета.